Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью посредством организации групповых форм их деятельности в начальных классах школы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время система образования в Российской Федерации продолжает переживать ситуацию совершенствования. За последние годы произошли важные изменения, связанные модернизацией образования, изменились представления о целях образования и способах их реализации. В связи с этим поменялась основная задача, поставленная перед школой, которая сегодня заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, а точнее, развивать свои способности, усваивать новые знания и применять их на практике.
В системе специального образования также произошли нововведения. А именно, введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной1 отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [51, 52].
Анализ Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственно
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВЫХ ФОРМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ……………………………………… 10
1.1. Понятие «коммуникативные базовые учебные действия» как научный феномен …………………………………………………. 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью ……………………………………………….... 18
1.3. Особенности формирования коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью посредством организации групповых форм их деятельности в начальных классах школы … 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ГРУППОВЫХ ФОРМАХ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ …………………………………………………… 36
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования ………………………………….. 36
2.2. Методы и методики, направленные на выявление сформированности коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в групповых формах их деятельности в начальных классах школы ……………. 40
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение сформированности коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в групповых формах их деятельности в начальных классах школы………………………45
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ ФОРМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ …………………………………………………… 52
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью посредством организации групповых форм их деятельности в начальных классах школы ………… 52
3.2. Апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью посредством организации групповых форм их деятельности в начальных классах школы ………… 56
3.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью посредством организации групповых форм их деятельности в начальных классах школы ………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития : монография. Челябинск, 2003. 154 с.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной1 отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «Основная образовательная школа № 27 с интернатом». URL: httрs://sсhооlint27.еdusitе.ru/svеdеn/filеs/аf447аb73с249саf2fс32dс18337с7fd.рdf (дата обращения: 07.09.2022).
3. Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной1 отсталостью // Молодой учитель. 2014. № 2. С. 715-718.
4. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2016. № 2. С. 7-12.
5. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : монография. М., 2008. 151 с.
6. Бовина И. Б. Методы социально-психологического исследования : монография. Кемерово, 2002. 277 с.
7. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком : монография. Моск. ун-т. М., 1996. 88 с.
8. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуни-кативная дифференциация личности : монография. СПб., 2005. 228 с.
9. Боровик О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов : монография. М., 1999. 172 с.
10. Бюлер К. Духовное развитие ребенка : монография. М., 1924. 556 с.
11. Валлон А. Психическое развитие ребенка : монография. М., 1967. 164 с.
12. Выготский Л. С. Динамика и структура личности детей и подростков : монография. М., 1994. 215 с.
13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования : монография. М., 1956. 438-452 с.
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984. Т. 4. 432 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. / под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. Т. 5. 368 с.
16. Гончаренко Л. В. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 8-10.
17. Государственная программа
Языковые закономерности усваиваются медленно. Активный словарный запас богаче пассивного. Речь в младшем школьном возрасте состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. У многих детей в речи отсутствуют слова обобщенного характера, дифференциация в обозначении однородных предметов. Все это обусловлено трудностями различия самих предметов. Поэтому снижается потребность в вербальном общении [32]. Однако в повседневной практике дети могут использовать простые предложения, поддерживая разговор на темы, близкие к их личному опыту. Таким образом, для обучающихся с умственной1 отсталостью характерно системное недоразвитие речи [45].
Изучение и усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для умственно отсталых детей чрезвычайно сложно. Например, они испытывают мучительные трудности в понимании письменной