Взаимосвязь волевых качеств к достижению жизненных целей у людей раннего зрелого возраста
ВВЕДЕНИЕ
Динамика нашего общества требует от людей смелости, решительности для того, чтобы достигать жизненных и профессиональных целей. Определенная цель является неотъемлемой частью самого человека. Нужно подходить ответственно и организованно к определению своих жизненных целей. Затрагивая вопрос факторов, которые могут повлиять на выбор жизненной цели, среди основных наблюдаются личные черты индивида и подверженность чужому мнению, давлению.Существует предположение, что на выбор жизненной цели может повлиять Интернет и средства массовой информации. Этот фактор, главным образом, может оказать влияние на несформировавшихся, либо сильно подверженных чужому мнению личностей.Человек является личностью с индивидуальными запросами, потребностями, целями, которые в течение жизни трансформируются. В этом случае возникает потребность в постановке новых целей. Для достижения целей необходимо прикладывать усилия, поэтому эта тема актуальна в практическом плане.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ДОСТИЖЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ У ЛЮДЕЙ РАННЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА…………………………………8
1.1 Подходы к жизненным целям в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………...……………8
1.2 Анализ подходов к пониманию волевых качеств в психологии…………….........................................................................................20
Выводы по теоретическому исследованию…………………………………35
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОСТИЖЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ…………………………37
2.1 Организация и методы исследования…………….………………………...37
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных взаимосвязи волевых качеств и достижения жизненных целей………………………………………………...42
Выводы по эмпирическому исследованию………………..………………...78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…..80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......83
ПРИЛОЖЕНИЯ..………………………..……………………………………….1
1. Абдулахатов, А. Р. Образование, развитие и физическое воспитание в дидактических процессах [Текст] / А. Р. Абдулахатов, М. Ш. Яхшиева, Каримова Н. О. кизи // Образование и воспитание, 2016. – №1 (6). 124 c.
2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия [Текст]: дис. канд. пед. наук / Баканов Е.Н. / М: МГУ, 2011. – 22 c.
3. Батыршина А.Р. Место психологической категории «Воля» в отечественной психологии: анализ учебников по психологии [Текст] / Батыршина А. Р. // Приволжский научный вестник, 2014. – №11-2 (39) –C. 5-9
4. Батыршина А.Р. 100 лет исследованию воли: воля, волевые качества, волевая регуляция: антология методик отечественной психологии [Текст] / Батыршина А. Р. // М: Флинта, 2022. – C. 78.
5. Батыршина А.Р. Подходы на проблему воли в советской психологии в 20-30-е годы XX века [Текст] / Батыршина А. Р. // Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции: под ред. Ю.П. Поваренкова, 2018 – Т.1. – C. 47-50
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Божович Л.И. // М: Просвещение, 2008. – C. 32-35.
Жизненные цели личности изучаются у многих психологов, философов на протяжении многих десятилетий, создавая противоречия в позициях учёных. Множество догадок, предположений, идей высказываются исследователями, отмечается, что каждая личность имеет свои потребности, цели, ценности, что формирует её жизненный выбор, целевые установки, индивидуальные приоритеты.Древний философ, учёный Сократ ставил целью обучение других людей смыслу и истине в своём жизненном пути. Он говорил о том, что каждый человек должен очищать свою душу от негативных помыслов, совершать добрые дела, накапливать духовные богатства. Уже находясь в предсмертном состоянии, Сократ не отрекался от своих мыслей и идей, что и нашло множество последователей его учений даже спустя многие десятки лет [20].Мысли Сократа разделял и его ученик – Платон. Он говорил о том, что «если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла». Иными словами, Платон считал, что «основной смысл жизни не в собственно достойной, нравственно ориентированной жизни, а в её изучении, исследовании, познании, а поскольку, как известно, познание бесконечно, то понять смысл жизни не представляется возможным. Вообще беспредельное познание это удел избранных, тех у кого на это есть время и деньги, но у большинства людей нет либо того, либо другого, либо и того и другого вместе взятых». Тогда по Платону «этим людям смысл жизни не только недоступен, но его и вовсе у них нет, что с философской точки зрения вызывает обоснованное сомнение». [23, c. 410]