Специфика самосознания юношей с интернальным локусом контроля

Скачать дипломную работу на тему: Специфика самосознания юношей с интернальным локусом контроля. В которой определены психологические особенности самосознания в юношеском возрасте. Изучено эмпирическое исследование особенностей самосознания юношей с интернальным локусом контроля.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.09.2025
Объем файла
6689 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Самопознание юношей имеет важное значение в дальнейшем самоопределении личности, формировании направленности в деятельности, осознании собственных качеств и способностей. Недостаточный уровень рефлексии и негативная оценка собственного «Я» может быть почвой для девиантного поведения, непринятия себя и конформизма. Важное значение имеет и локус контроля личности, так как опора на собственные решения, чувство ответственности за свои действия позволяет выстроить более адаптивные формы поведения и, как мы предполагаем, может способствовать развитию более адекватной самооценки (при оптимальном уровне интернальности) и наиболее глубокому осознанию себя.Самосознание представляет собой сложную психологическую структуру, в которую, по В. С. Мерлину, входят такие компоненты, как осознание собственной идентичности. 

Содержание
Введение …………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретико-методологические основы развития личности и самосознания в юношеском возрасте …………………………………………...6
1.1. Психологическая характеристика юношеского возраста…………....6
1.2. Самосознание и развитие личности в юношеском возрасте……….11
1.3. Локус контроля как фактор становления самосознания …………..22
Глава 2. Эмпирическое исследование самосознания юношей с интернальным локусом контроля ……………………………………………………………….33
2.1. Организация и методы исследования ………………………………33
2.2. Изучение локуса контроля и самосознания юношей ……………...34
2. 3 Обработка и анализ результатов исследования…………………….42
Заключение …………………………………………………………….52
Список литературы ……………………………………………………………...55
Приложения ………………………………………………………………………59

Список литературы
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. / Андреева Г.М. М.: Аспект Пресс, 2021. 384с.
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2019. 439с.
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 2018. N3. с.152-162.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 174с.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие / Б.С. Волков. М.: Академический проект: Триста, 2019. 256с.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функции.М.: Изд-во АПН РСФСР, 2018. 457с.
Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. М.: Педагогика, 2017. Т. 4. 607с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2020. 512с.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 2018,№ 3.
Григорович Л.А. Педагогическая психология. М.: Гардарики, 2003.675с.
Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ, 2019. 599с.
Джеймс У. Психология. М., 2011. 301с.
Долинская Л. В. Особенности самоконтроля поведения подростков / Л. В. Долинская. М.: Просвещение 2019. 238с.
Занков Л.В. Обучение и развитие. М.; 2018. 211с.
Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2022. 352с.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Мн: Асвета, 2018. 197с.
Ковалев А.Г., Богдалев А.А. Психология и педагогика самовоспитания / А.Г. Ковалев, А.А. Богдалев: СПб.: Питер, 2018. 589с.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон: М.: Политздат. 2001. 335 с.
Кон И.С. Психология юности / И.С. Кон. М.: Просвещение, 2019. 255с.
Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.Воронеж, 2018. 258с.
Крылов А.А. Психология. М.: Проспект, 2019. 743 с.

«Юность – это такой период жизни человека, который находится между отрочеством и взрослостью (зрелостью). Это последний период детства и первый период взрослой жизни, так называемый период ранней юности. Установлены условные границы юношеского возраста, он длится у девушек с 16 до 20 лет, у юношей — с 17 до 21 года» .Главной особенностью юношеского возраста представляется то что, в этот возрастной период происходит переход к личностной зрелости. Завершается формирование устойчивых черт личности. В этом возрасте начинается переход от детства к взрослой жизни. Но преобладают не только детские черты, которые в этот период исчезают, но и появляются первые взрослые проявления. В юношеском возрасте достигается полная личностная и социальная зрелость.Зрелость проявляется во всех сферах развития личности: максимального развития достигают мотивационные, волевые, эмоциональные, интеллектуальные потребности, творческие способности и др. К основным психологическим характеристикам юношеского возраста относятся:«Самоопределение как становление самосознания. Основной деятельностью юности – это поиск собственного места в жизни. Время юношества связано с началом профессионального и личностного самоопределения. В этом возрасте получают аттестат зрелости (окончание школы), начинается выбор профессии, профессиональное обучение и начинается трудовая деятельность. Таким образом, завершение школы свидетельствует о профессиональном и личностном самоопределении. Взросление связано с поиском ответов на такие вопросы как: «Кем стать?» (нравственно-личностное решение) и «Кем мне быть?» (выбор карьеры). Важнейшими новообразованиями юношеского возраста являются осознание себя целостной, многоплановой личностью, у которой появляются жизненные планы. Изменяется самооценка мальчиков и девочек. В юношеском возрасте развитие самооценки повышает её цельность, интегри-рованность и дифференцированность» .