Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время мы видим всё больше детей с огромным количеством страхов и повышенным уровнем тревожности. Причин тому много: вооруженные конфликты, постоянно транслируемые в СМИ, природные катаклизмы и техногенные катастрофы, невротизация населения, новые, постоянно усложняющиеся стандарты образования, ведущие за собой завышенные требования от родителей и учителей и т.д.. Следовательно, эмоциональная сфера дошкольников нуждается в специальном психологическом изучении о содержании, форме проявления, возрастной динамике, гендерных особенностях детских страхов и тревожности в современном обществе в рамках возрастной психологии.
Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления страхов и тревожности в старшем дошкольном возрасте.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ………………………
1.1. Психологические подходы к понятию страха в зарубежной и отечественной психологии…….……..…
1.2. Специфика проявления страха и тревоги у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.3 Влияние тревожности и страхов на развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
Выводы по главе 1………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ……………………………………………….
2.1. Организация и методы исследования………………..….……………
2.2. Результаты эмпирического исследования……………………………..
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………
2.4 Практические рекомендации по профилактике страхов у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе 2……………………………………………..……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................
Список использованной литературы
Айке Д. Страх. Концепция фрейдистского психоаналитического направления / Д. Айке // Энциклопедия глубинного психоанализа. М.. – С. 522-525.Андерсон, С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Андерсон. — Текст : // Молодой ученый. — 2018. — № 5.6 (109.6). — С. 2-5
Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов Е.Е. Лысенко // Психологический журнал – 2005. – № 2. – С. 34–38.Бавина Т.В. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада. – М.: АРКТИ, 2018.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). Третье издание (исправленное и дополненное) — М.: «Консультант плюс — новые технологии», 2011. — 320 с.Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология / Ж. Бержере. – М.: МГУ, 2001. – С. 100-101.Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2000. – 180 с.Вагин Ю. Р. Страх. Тифоаналитический подход / Ю.Р. Вагин – Пермь: Поница, 2005. – 112 с.Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк – М.: Издательство Московского университета. – 1994. – 200 с.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2005. – 240 с.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 288 с. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. – 507 с.Годфруа Ж. «Что такое психология?» / Ж. Годфруа. - Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 2009. – 496 с.
Страх - это физиологически обусловленный феномен жизни человека, который влияет как на общественную жизнь отдельного человека, так и на общественное настроение в целом. На этом условно-теоретическом уровне феномен страха определяют, как инстинкт, драйв, базальную эмоцию. Термин «страх» рассматривался многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В. Юрчук [37] указано, что «страх – это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» .Психофизиологи считают, что при возникновении ощущений у живых организмов появляются эмоции как своеобразный физиологический фон. Эта гипотеза указывается в большинстве учебников и словарях по психологии. Однако К. К. Платонов [24] имел другое мнение. В своих трудах он доказывает филогенетическую и онтогенетическую первичность эмоций как более ранней формы отражения, чем от чувств. «Он считал, что такие примитивные эмоции связаны с движениями, которые направлены на повышения контакта с полезным объектом» . И. М. Фриденберг [34] писал о том, что боль и страх взаимосвязаны, т.к. боль влечет за собой чувство страха, а состояние страха ощущения боли может возникнуть под влиянием таких раздражителей, которые обычно не вызывают боли .