Влияние стилей семейного воспитания на тревожность младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность влияния межличностных отношений в семье на формирование личности и поведение детей заключается в том, что очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет стиль воспитания детей. В младшем школьном возрасте влияние воспитания в семье способствует удовлетворению материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе, приоритет которой направлен на развитие познавательной сферы. Одной из важных функций семьи является регулирование эмоционального развития. В процессе близких взаимоотношений с родителями и родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль: они дают первые образцы поведения. В связи с этим, направление исследования, в рамках которого сформулирована тема работы.
Введение………………………………………………………………………………………. 3
1 Теоретический анализ проблемы изучения влияния стиля семейного воспитания на тревожность младших школьников ……………………………………………………... 8
1.1 Возрастные особенности младшего школьного возраста……………………….. 8
1.2 Понятие тревожности и её проявление в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………... 13
1.3 Изучение стилей семейного воспитания………………………………………….. 18
1.4 Анализ влияния стилей семейного воспитания на личность младших школьников…………………………………………………………………………. 24
1.5 Методы работы с тревожными младшими школьниками и их родителями………………………………………………………………………….. 27
2 Организация и содержание эмпирического исследования влияния стилей семейного воспитания на тревожность младших школьников………………………………………………………………………………... 32
2.1 Организация и методы экспериментального исследования……………………... 32
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ…………………………... 34
2.3 Разработка и апробирование коррекционной программы, направленной на преодоление тревожности у младших школьников, вызванной детско-родительскими отношениями……………………………………..………………. 45
Заключение……………………………………………………………………………………. 50
Список использованных источников………………………………………………………... 52
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамов, С.И. Технологии сотрудничества педагога с родителями: Метод. пособие для студентов пед. вузов / С.И. Абрамов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. – 160 с.
Абрамова, А. А. Изучение особенностей стилей семейного воспитания младших школьников и уровня их успеваемости / А. А. Абрамова, С. А. Дюпина // Студенческая наука Подмосковью : Материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 02–05 апреля 2019 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. – С. 5-8.
Агулова, Д. С. Взаимосвязь между стилями семейного воспитания и уровнем креативности и тревожности у детей младших школьников / Д. С. Агулова, Г. П. Звездина // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2022. – Т. 5, № 3. – С. 43-55.
Акулинина, Н. В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста / Н. В. Акулинина // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области – № 5. – С. 43-46.
Алимирзаева, Э. А. Проблема тревожности у младших школьников и пути коррекции / Э. А. Алимирзаева // Вестник Социально-педагогического института. – 2021. – № 1(37). – С. 83-88.
Амбалова, С. А. Личность и ее приобщение к социальному миру / С. А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 1(14). – С. 9-11.
Амбалова, С. А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов / С. А. Амбалова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5, № 3(16). – С. 86-89.
Белов, В.Г., Коротенкова, Р.Г., Гурьева, М.А., Павлова, А.В. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 10(80) – С. 36-41.
Беляева, Н.И. Влияние стиля воспитания на формирование личности ребёнка // Научное периодическое издание психологические науки №4, 2016 г. – 95-98 с.
Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я. Варга. – М.: Владос, 2016. – 176 с.
Содержательные представления о себе в этот возрастной период носят ценностно-заданный характер и скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют её наличные качества. Элементы констатирующего, познавательного представления о себе присутствуют в менее развитом виде и касаются преимущественно узкой сферы значимой деятельности, то есть учёбы.В статье К.С. Степановой исследуется теоретический материал, относящийся к самооценке младших школьников. Автор приходит к выводу, что «самооценка младших школьников – качество личности, которое базируется на системе знаний о себе и своих возможностях, проявляется в потребности и способности оценивать свое поведение, процесс и результат учебной деятельности, как ведущего вида деятельности, обусловленного системой возрастных личностных новообразований и целенаправленного организованным процессом самопознания. Формирование самооценки сопровождает весь период младшего школьного возраста, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности» [41].При этом в другом исследовании мы можем заметить, что школьники с высокой успешностью обучения обладают более высокой самооценкой и более высоким уровнем школьной мотивацией, чем обследуемые с низкой успешностью. У школьников с более высокой успешностью обучения уровень нейротизма ниже, что свидетельствует о большей эмоциональной устойчивости.