Практика ценовой дискриминации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Принципы дискриминации в той или иной степени лежат в прочных механизмах, осуществляющих свою деятельность на рынках как конечных так и промежуточных товаров.В России как и в ряде других стран, подобные механизмы ценообразования являются объектом антимонопольного регулирования. Изменения положения участников рынка и эффективности распределения ресурсов на нем это интерес со стороны антимонопольных структур. Во многих странах эти механизмы расцениваются как негативное влияние на благосостояние потребителей, продуктов и конкурирующих фирм и именно поэтому относятся к злоупотреблению доминирующим положением. Однако, в ряде случаев ценообразование на основе дискриминации улучшает благосостояние участников на рынке.Высокую актуальность имеет вопрос полезности ценовой дискриминации для рынка и отдельных его участников. Плюсом является возможность для продавца максимизировать свою прибыль, которая может быть направлена в какие-нибудь полезные сферы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……. 6
Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации………………. 6
Межвременная дискриминация………………………………………………. 10
ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………………………… 12
Ценовая дискриминация первой степени: продажа товаров по ценам спроса………………………………………………………………………...... 12
Ценовая дискриминация второй степени: цены зависят от условия продажи………………………………………………………………………. 14
Ценовая дискриминация третьей степени: продажа товаров на различных сегментах рынка……………………………………………………………... 17
ПРАКТИКА ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ………………………….. 20
Ценовая дискриминация и существование отрасли……………………… . 20
Последствия ценовой дискриминации………………………………….….. 24
Парадокс Коуза…………………………………………………………….... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….. 35
Список используемой литературы
Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев.- М.:
Издательство НОРМА, 2014. – 623 с.
Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика/ Под ред. И.Е.
Рудаковой. – М.: Издательство ИНФРА-М, 2008. – 575 с.
Жан Тироль Рыночная власть: теория организации промышленности/ Жан Тироль. – М.: Санкт – Петербург «Экономическая теория», 1996. – 794 с.
Тарануха, Ю.В. Микроэкономика/ Ю.В. Тарануха. – М.: Дело и сервис, 2011.- 608 с.
Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Робинсон Дж. – М.: Прогресс, 1986. – 472 с.
Тарасевич, Л.С. Микроэкономика/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И.
Леусский. – СПб.: Юрайт. – 2011. – 544 с.
Разнодежина, Э.Н. Экономическая теория: основы микро- и макроэкономики/ Э.Н. Разнодежина, Р.М. Камалтдинова. – Ульяновск.: УлГТУ. – 2011. – 263 с.
Бойцова, Е.Ю. Микроэкономика и макроэкономика актуальные проблемы/ Е.Ю. Бойцова, Н.К. Вощикова. – М.: Юрайт. – 2019. – 249 с.
Н. Грегори Менкью Принципы микроэкономики/ Н. Грегори Менкью. – М.:Питер. – 2012. – 592 с.
Грязнова, А.Г. Микроэкономика. Теория и Российская практика: учебное пособие/ А.Г. Грязнова, А.Ю Юданов. – М.: КНОРУС, 2004. – 592 с.
Фирма, действующая в условиях рынка совершенной конкуренции, не обладает властью над ценой, она вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную (большую или меньшую) власть над ценой, повышая ее по сравнению с конкурентным уровнем с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация наблюдается там, где фирма назначает разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара.Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной.