Технология интегрированного обучения на уроках литературы (на примере произведений А.П. Чехова)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время очень актуальным в образовательном процессе становится использование приемов и методов, формирующих целостное мировоззрение, основанное на диалоге культур, различных формах общественного сознания — науки, искусства, морали. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту метапредметные результаты обучения должны включать освоение учащимися межпредметных связей, а предметные результаты школьного изучения литературы предполагают понимание литературы как особого способа познания жизни, умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. Следовательно, в современном образовании реализуется культурологический подход, предполагающий решение воспитательных задач на основе культурных традиций, а также бережное сохранение и передачу лучших достижений культуры. Культурологический подход по своей сути является интегративным.
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения технологии интегрированного обучения 6
1.1. Истоки процесса интеграции предметов в школьном обучении 6
1.2. Методика проведения интегрированного урока по литературе 9
ГЛАВА II. Творчество А. П. Чехова как методический потенциал для использования технологии интегрированного обучения на уроках литературы в школе 16
2.1. Своеобразие творчества А. П. Чехова 16
2.2. Изучение творчества А.П. Чехова во взаимодействии искусств 20
ГЛАВА III. Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества А.П. Чехова 43
3.1. Констатирующий эксперимент 43
3.2. Обучающий эксперимент 46
3.3. Контрольный эксперимент 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
2. Анненский, И.Ф. Первые шаги в изучении словесности: Два сообщения в собрании преподавателей русского языка при Педагогическом музее военно-учебных заведений / И.Ф. Анненский – Санкт-Петербург. – 1888. – 23 с.
3. Ахматова, Е.Л. Школьный предмет литература как интегрированная система / Е. Л. Ахматова // Вестник МГПУ. – 2009. – №2. – С. 94-97.
4. Балабанович, Е. З. Чехов и Чайковский: монография / Е. З. Балабанович. – Москва: Московский рабочий, 1978. – 184 с.
5. Белова, Н. А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании: монография / Н. А. Белова. – Москва: МАНПО, 2005. – 272 с.
6. Берковский, Н. Я. Чехов: От рассказов и повестей к драматургии // Литература и театр: Статьи разных лет / Н. Я. Берковский. – Москва: Искусство, 1969. – С. 48 -184.
7. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – Москва: Педагогика, 1989. – 192 с.
8. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 400 с.
9. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие для студентов средних и высших пед.учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов на Дону, 1999. – 560 с.
10. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе, 1996. – №5. – С. 150-154.
11. Голубков, В.В. Мастерство А.П. Чехова / В.В. Голубков. – Москва: Гос. учебно-пед. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1958. – 196 с.
Начиная свой путь из глубин истории, процесс интеграции в педагогике находится на перекрестке различных направлений и идей, которые со временем формировали его актуальное состояние. Важнейшим фундаментом разработки и распространения интегрированного подхода в обучении являются идеи межпредметной связи, заложенные в основы классической педагогики. Еще Я.А. Коменский (1592 – 1670), чешский педагог – гуманист, среди правил «кратчайшего пути обучения» называет требования взаимосвязи учебных предметов: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и целым». Автор призывал обогащать сознание обучающегося, знакомя его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно теории эволюции Я.А. Коменского, в природе не может быть «скачков». Автор видел перспективным обучение, при котором обучающимся предоставляется целостная картина мира [24].Дж. Локк (1632 – 1704), английский педагог, считает насыщение содержания одного предмета элементами и фактами другого предмета средством, которое поможет не только овладеть основами наук, но и сформировать ум и манеры ребенка, развивать его умения и навыки, разнообразить знания о самых различных сторонах жизни [29].На большом дидактическом материале раскрывал многообразие взаимосвязей предметов швейцарский педагог – И.Г. Песталоцци (1746 – 1827): «Приведи в своем сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе» [34]. Ученый видел особую опасность в отрыве одного предмета от другого.