Регуляция агрессивности борцов самбистов в соревновательной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время одним из основных аспектов учебно-воспитательного процесса является психологическая подготовка, целью которой является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношения спортсмена к процессу деятельности, в сторону себя и окружающих, умение контролировать свои эмоции. Агрессия является неотъемлемой частью современного общества. Проблема контроля, сдерживания и предотвращения агрессии всегда имела высокий уровень актуальности, но в настоящее время она пользуется особой популярностью и вниманием ученых и общественности.
«Большое внимание исследователи агрессивности уделяют спорту, считая его удобной моделью для изучения данного феномена.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В СПОРТЕ……..............................................5
1.1. Понятие агрессии в психологии...........................................................5
1.2. Агрессия в спорте………………………………………………….....13
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОсобенносТЕЙ проявления агрессивности у самбистов
2.1. Цели и задачи............……………………………………....................19
2.2. Методы исследования ……………………………………......……...20
2.3. Организация исследования..................................................................21
ГЛАВА III Анализ И ОБОБЩЕНИЕ результатов ИССЛЕДОВАНИЯ ОсобенносТЕЙ проявления агрессивности у самбистов
3.1. Выявления наиболее выраженных форм агрессии…………….......22
3.2. Управление агрессивностью у самбистов………………………….....35
3.3. Результаты исследования …………………………………………......48
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………......51
ПРАКТИЧЕСКИЕ Рекомендации ……………………………………….....52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....53
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонян, Ю.М., Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан - М. : Наука, 1991. – 248 с.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия : Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
3. Батурин, А.В. Влияние занятий спортом на проявление различных видов агрессии / А. В. Батурин // Сборник научных трудов молодых ученых. Вып. 11 / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2004. - С. 69 - 72.
4. Берковиц, Л. Агрессия : причины, последствия и контроль : [перевод] / Леонард Берковиц. - СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 510 с.
5. Бойко, И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола / И.Б. Бойко // Вопросы психологии, 1993. № 4. С. 27 - 31.
6. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2004. - 137 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 1997. -336 с.
8. Ванек, М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов / М. Ванек, В. Гошек // Психология и современный спорт. М., 1982. С. 113—114.
9. Вилюнас, В. Психология эмоций : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии / авт. - сост. В. Вилюнас. - СПб. : Питер, 2006. - 496 с.
10. Вильфинг, Х. Система социальных мер в Австрии по предупреждению насилия в семье / Х. Вильфинг // Психологический вестник- 1996.- № 2. - С. 45 - 53.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М. : Пед. общ-во России, 2004. - 511 с.
12. Волкова, Е.В. Скажем «нет» агрессии! / Е.В. Волкова // Психологическая газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21.
13. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М. : ФиС, 1981. - 112 с.
На настоящий момент в литературе по агрессии существует множество терминов и определений, связанных с данной проблематикой. До сих пор нет единого четкого определения понятия «агрессия». В настоящее время различные авторы предлагают свои определения агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.Агрессия относится к числу глобальных для человечества проблем. «Проблема агрессии человека отмечает М. Н. Жарова, - на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих» (Жарова, М.Н. Проблема агрессивности в контексте идей философской антропологии. / М.Н. Жарова. Ростов – н/Д. : автореф. дис. 2001. 30 с.). В связи с этим все больше внимания эксперты уделяют теоретическим, а также опытным изучениям сути, факторов, также способов корректировки и предупреждения агрессии.У ученых разные точки зрения на то, что она собой предполагает. Чрезмерная трудность и разнообразие форм проявления агрессии приводят к тому, что в настоящее время в науке отсутствует вполне однозначного ее толкования и определения. По этой причине в само понятие агрессии авторы вкладывают разное содержание в зависимости от целей и задач исследования.Обычно в русском языке понятие «агрессия» носило негативный характер и ассоциировалось с чем-то недружественным. В Словаре русского языка Ожегова С. И. понятие «агрессия» определяется как «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти», а понятие «агрессивность» рассматривалось лишь как производное существительное от прилагательного «агрессивный» (т.е. «наступательно-захватнический»).