Филологический анализ текста как средство развития речи учащихся 9 класса при подготовке к ОГЭ по русскому
Введение
Речь — это бесценный дар, которым владеет каждый человек и который мы должны ценить и использовать в нашей повседневности. Речь в жизни человека играет значимую роль, так как именно благодаря ей люди общаются друг с другом, передают мысли, чувства, создают произведения искусства и научные труды. Но речь является не только средством коммуникации, она включена во все проявления психической деятельности человека и является основным инструментом передачи опыта, накопленного предшествующими поколениями.Формирование речи как одного из самых важных умений ребенка происходит еще в раннем возрасте, на начальном этапе становления личности. В школе продолжается дальнейшее развитие и совершенствование его речевых умений.В эпоху практико-ориентированного образования учебный процесс нацелен не только на изучение языковой системы и формирование лингвистической компетентности, но и на развитие языковых навыков учащихся в области речи.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы ФАТ как средства развития речи учащихся 9 класса на уроках русского языка
1.1Понятие и сущность ФАТ, его особенности
1.2Текст как объект ФАТ
1.3Развитие речи на уроках русского языка, понятие и сущность уроков развития речи
1.4ФАТ при подготовке к ОГЭ, особенности ОГЭ в 2023 году
Выводы по 1 главе
Глава 2. Практическое применение ФАТ как средства развития речи учащихся 9 класса на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ
2.1 Выявление уровня развития речи учащихся 9 класса
2.2 Проведение экспериментального исследования по развитию речи учащихся 9 класса на уроках русского языка
2.3 Выявление контрольного уровня развития речи учащихся 9 класса после эксперимента
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Список использованной литературы:
Анализ художественного текста/ Габриэлла Топор. – Кишинэу: Б. и., 2021. — 66 с.
Антипова, А.М. Восприятие художественного произведения читателем-школьником как научная проблема — диссертация
Архипова, Е.В. Основы методики развития учащихся: учебник и практикум для вузов / Е.В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 177 с.
Атарщикова, Е.Н. Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 156 с.
Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464 с.
Белова Н. А. Филологический анализ текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: учеб. метод. пособие / Н.А. Белова. Саранск, 2008. – 205 с.
Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н. С. Болотнова. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 520 с.
Бунеева, Е.В. Непрерывное языковое образование и современный школьный учебник по русскому (родному) языку / Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2014. – 70 с
Головина, Е. В. Лингвистический анализ текста: учебное пособие / Е. В. Головина. – Оренбург: ОГУ, 2012 – 106 с.
Евтюгина, Алла Александровна. Е27 Русский язык и культура речи: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Евтюгина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 269 с.
Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010 – 486 с.
Закирова, О.В., Тигирулова, Р.Х. Филологический анализ текста: конспект лекций. – Казань, 2014. – 123 с.
Зеленый шатер [Текст] : роман : [в 2 т.] Т.1 / Людмила Улицкая. – Москва : Эксмо, 2011– 381 с.
Повышенный интерес к курсам метапредметного характера, способствующим формированию общечеловеческого и духовного просвещения, является следствием современной тенденции к гуманизации образовательного процесса. Одной из таких наук, включающей в себя гуманитарные дисциплины, является филология. Филология - это наука гуманитарного профиля, целью которой является формирование умения интерпретировать художественные тексты с учетом знаний о языке и культуре. По словам В.А. Масловой, основной задачей филологии является воспитание личностей, способных разбираться в текстах и анализировать их содержание. (Маслова, с 8)Под «филологическим анализом» Н.А. Белова понимает «такой вид аналитического прочтения художественного произведения на уроках русского языка и литературы, на котором основное внимание сосредоточено на особенностях функционирования единиц русского языка всех уровней текста, на рассмотрении изобразительно-выразительных средств с целью формирования у учащихся представления об эстетической функции русского языка, богатстве и гибкости его системы, о роли средств словесного выражения в создании художественных образов, о содержании и форме текста как едином целом, о характерных чертах идиостиля художника слова или отдельного произведения» (Белова Н. А., стр.205)