Особенности развития координационных способностей волейболистов 9-11 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное общество заинтересовано в том, чтобы наше поколение было физически подготовленным к различным нагрузкам, интеллектуально развитым, готово к защите своей страны. Чтобы решить основную задачу, нужно повысить эффективность физического воспитания школьников. Усложняющиеся условия современного производства и высокий темп жизни требует от человека постоянного координационного совершенствования. Известно, что функция равновесия совершенствуется с раннего детства. Принято считать, что наиболее благоприятным периодом в развитии способности к равновесию у детей является возраст от 7 до 12 лет, а к 13–14 годам показатели устойчивости тела достигают величин, свойственных взрослому человеку. Специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека [2].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ ………………………………………………………………………………………..6
1.1.Анатомо-физиологические и психологические особенности волейболистов 9-11 лет………………………………………………………………………………6
1.2.Характеристика волейбола, как вид сорта…………………………………...12
1.3. Характеристика координационных способностей у спортсменов 9-11 лет, занимающихся волейболом……………………………………………………….17
1.4. Средства и методы воспитания координационных способностей на занятиях волейболом детей 9-11 лет……………………………………………..20
1.5. Анализ методик развития координационных способностей волейболистов 9-11 лет……………………………………………………………………………..33
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….37
2.1. Методы исследования…………………………………………………….….37
2.2. Анализ научно- методической литературы…………………………………37
2.3.Педагогическое тестирование………………………………………………..37
2.4. Педагогический эксперимент………………………………………………..40
2.5. Организация исследования…………………………………………………..43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………..44
3.1. Комплексы упражнений способствующие повышению уровня развития координационных способностей юных волейболистов………………………..44
3.2. Оценка уровня развития координационных способностей волейболистов 9-11 лет при реализации педагогического эксперимента………………………...45
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..52
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности / М.К. Акимова. – Москва : Физкультура и спорт, 2009. -378 с.
2. Беляев, А. В. Волейбол / А. В. Беляева, М. В. Савина – Москва : Физкультура и спорт, 2016. - 360 с.
3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А Бернштейн. – Москва : «ФиС». 2017. - 186 с.
4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – Москва : Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
5. Гогунов, Е. H. Психология физического воспитания и спорта / Е. H. Гогунов, Б. Н.Мартьянов – Москва : Физкультура и спорт, 2010. – 254 с.
6. Григорян, Э. А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э. А. Григорян. – Москва : Киев, 2016. - 134 с.
7. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников / Сост. Н.А. Ноткина.- СПб. : Образование, 2013. - 164 с.
8. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу / Ю. Д. Железняк.- Москва : Физкультура и спорт, 1999. – 188 с.
9. Зимницкая, Р. Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры / Р. Э. Зимницкая. - Минск. - 2003. - 114 с.
10. Ильин, Е. П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е. П. Ильин.- Москва : Психомоторика. Сб. научн. трудов, 2013. - 166 с.
11. Карпеев, А. Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А.Г. Карпеев. - Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. Трудов. Омск, 1999. - 32 с. 56
12. Лях, В. И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В. И. Лях.- Москва : Теория и практика физической культуры №1, 2014. - 50с.
13. Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях.- Москва : Теория и практика физической культуры №11, 2007. – 29с.
Вопросы методики воспитания физических качеств у юных волейболистов тесно связаны с проблемой возрастных особенностей строения и функций детского организма.Детский возраст 9 - 11 лет относится к периоду второго детства (препубертату) и является благоприятным для развития практически всех физических качеств и координационных способностей. До периода полового созревания у детей отмечается наиболее гармоничное, пропорциональное развитие внутренних органов, что позволяет более успешно, чем в последующем периоде, развивать координационные способности [4].Обучение детей волейболу рекомендуется начинать с возраста 9-10 лет, так как увеличение роста и веса, выносливости, объема легких происходит равномерно и пропорционально, между мальчиками и девочками в возрасте 9-10 лет не существует значительной разницы в развитии организма, отмечается практически одинаковый объем двигательной активности: примерно двадцать тысяч шагов в сутки.На препубертатный период и у мальчиков (с 7 до 12 лет) и у девочек (с 6 до 10 лет) приходится наибольшее увеличение мышечной силы в силу совершенствования нервной регуляции мышечной деятельности, структуры и свойств мышц, и только после 10 лет мальчики значительно обгоняют девочек в относительной величине мышечной силы [6].К возрасту 9 - 11 лет у детей начинают быстро расти мышцы сердца: масса сердца приближается к норме взрослого человека (4 г на 1 кг общего веса тела). Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В силу этих особенностей сердце младшего школьника хорошо справляется с нагрузками. Кровяное давление у детей 9 - 12 лет составляет в среднем 105/70 мм рт. ст. Преобладание процессов возбуждения над торможением способствует большому эмоциональному возбуждению детей, когда пульс достигает 270 ударов в минуту, например, во время соревнований.