Динамика мотивации обучения в вузе у студентов-психологов
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе большое внимание уделяется сфере профессионального обучения, потому значимым становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности. Формирование мотивации у студентов при обучении является неотъемлемой частью развития личности будущего профессионала. Мотивация – это побуждения, инициирующие энергичность организма и устанавливающие её направление. Б. Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации принадлежит основная роль. Известно, что в переходные моменты появляются свежие мотивы, новые потребности, на их основании созревает самосознание человека. Подобным переходным моментом может служить учеба в вузе, студенческий возраст, который выделяли в особую социально-психологическую и возрастную группу.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Понятие, значение, виды и функции мотивации
Проблема мотивации в психологической науке
Динамика мотивации при обучении в вузе
Психологические особенности структуры мотивации и достижения успеха при обучении у студентов-психологов в ВУЗе
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Методологический подход
2.2. Методы и методики исследования
3. Обоснование выборки
4. Этапы исследования
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Данные по методике изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной
2. Данные по методике «Конструктивность мотивации» О.П. Елисеева
3. Данные по методике «12 факторов мотивации» Ш. Ричи, П. Мартина
4. Данные по опроснику изучения мотивации достижения успеха Т. Элерса
5. Данные авторской анкеты
6. Корреляционный анализ
Резюме
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Заключение
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : Мысль, 1976. – 158 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности / В.Г. Асеев.- М.: Просвещение, 2006.- 267 с.
3. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов [Текст] / Н.А. Бакшаева.- М .: Изд-во Логос, 2006.-184 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 2007.- 352 с.
5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас.- М., 2006.- 206с.
6. Донцов, И.И. Профессиональные представления студентов психологов [Текст] / И.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии.- 2009.- №2.- 23-25 с.
7. Дружинин, В.Н. Эксперименталььная психология [Текст] / В.Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2007.- 320с.
8. Дубровина, И.В. Практическая психология в образовании/ И. В. Дубровина . - М.:Просвещение, 2007 . – 592 с.
9. Дьяченко, М.И. Психологическая готовность [Текст] / М.И. Дьяченко.- М.: Наука, 2006.- 320 с.
10. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов / Э.Ф. Зеер; М.: Изд-во Деловая книга, 2003.- 336 с.
11. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал.- 2007.- №6.- 64-67 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя.- М.: Логос, 2005.- 384 с.
13. Ильин Е.П. Серия – Мастера психологии. Мотивация и мотивы. – 2002.- 512 с.
14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с.
15. Ильясов Ф. Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 5. – 25 с.
16. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов.- М.: Изд-во Академия , 2004. – 304 с.
Мотивация (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Суть мотивации заключается в стимулировании деятельности человека, процесс побуждения себя и других на осуществление действий, а также воздействие на поведение человека для достижения личной, коллективной и общественной цели. Простыми словами мотивация — это психологический толчок человеку, который побуждает добиваться установленных перед ним целей.Мотивация – это тот заряд, который помогает достигать успеха, некий двигатель, который не дает сойти с нужного пути. Мотивированный специалист хорошо понимает, почему и ради чего он работает, осознает спектр своих задач и их ценность в разрезе компании и специфики ее деятельности. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. Е. определяющих поведение (К. Мадсен 1959; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990).