Экспериментальная работа по изучению влияния современной информационной среды на проявление агрессивности и тревожности у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время маленькие дети вырастают и развиваются в условиях информационного общества, которое произошло после индустриальной эпохи. С самого начала своей жизни они сталкиваются с современными достижениями высоких технологий. Все эти новшества становятся неотъемлемой частью жизни детей: телевидение, компьютер, видеоигры, Интернет, трехмерное кино, интерактивные игрушки, рекламные ролики и так далее.
Необходимо признать, что информационные источники играют важную роль в расширении кругозора детей. Однако практика воспитания и психологические исследования свидетельствуют о том, что воздействие информационной среды на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие дошкольников имеет огромное значение, так как этот период является особенно важным для впитывания информации. В то же время последние десятилетия характеризуются увеличением уровня агрессии и агрессивности среди детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния современной информационной среды на психическое здоровье дошкольников 7
1.1 Психическое здоровье дошкольников: понятие, особенности
Формирования 7
1.2 Информационная среда и психическое здоровье дошкольников 12
1.3 Детская агрессия как фактор влияния телепередач (мультфильмов) с враждебно-агрессивным содержанием 18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния современной информационной среды на проявление агрессивности и тревожности у старших дошкольников 25
2.1 Организация и методики проведения эксперимента 25
2.2 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 28
2.3 Рекомендации по снижению негативного влияния телепередач на детей дошкольного возраста 35
Заключение 44
Список использованных источников 48
Приложения 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
.Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура. - М.: ЭКСМО, 2020. - 512 с.
.Барсукова, О.В. Телевидение как фактор формирования духовно- нравственных ценностей личности: автореф. дисс... к.ф.н. [Текст] / О.В. Барсукова - Воронеж: ТГТУ, 2022. - 26 с.
.Дворкина, М.Я. Информационное обслуживание: социо-культурный подход [Текст] / М.Я. Дворкина. - М.: МГУКИ, 2021. - 111 с.
.Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2019. - 256 с.
.Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: монография [Текст] / А.И. Захаров. - СПб.: КАРО, 2020. - 672 с.
.Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Пресс, 2021. - 190 с. С. 89
.Казакова, Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы [Текст] / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. - М.: ТЦ «Сфера», 2018. - 125 с.
.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2020. - 416 с. С. 63
.Матвеева, Л. Опыт: влияние телевизионных фильмов на психику детей [Текст] / Л. Матвеева. - М.: МГУ, 2020. - 132 с.
.Немирич, А.А. Ребенок у телеэкрана [Текст] / А.А. Немирич // Психология и педагогика: сб. - Новосибирск: НГТУ, 2021. - Ч. 2. - С. 17-23.
.Психология мотивации и эмоций [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2021. - 752 с., с. 381.
.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2019. - 320 с., с. 5.
.Солдатова, Г.У. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования [Текст] / Г.У. Солдатова и др. - М.: Фонд Развития Интернет, 2018. - 144 с.
Вопросы психического здоровья привлекают внимание исследователей различных областей науки и практики, таких как медицина, психология, педагогика, философия, социология. Однако только в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) было введено понятие "психического здоровья". Согласно этому определению, психическое здоровье предполагает наличие нормально развитых психических функций, физиологического, духовного и социального благополучия, сохранение способности к адекватной адаптации и активной деятельности [30, с. 125].Практикующие психологи определяют психическое (психологическое) здоровье как состояние эмоционального благополучия, отсутствие тревожности и других признаков некомпетентности, а также способность устанавливать конструктивные отношения и справляться с повседневными требованиями жизни. По мнению Е.Е. Чернухиной и Т.Н. Афониной, психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, не сопровождающееся патологическими проявлениями и обеспечивающее адекватное поведение и деятельность в соответствии с окружающей средой [12, с. 381].И.В. Дубровина, которая провела множество исследований в этой области, определяет психическое здоровье дошкольников как совокупность установок, качеств и способностей, которые позволяют ребенку взаимодействовать с обществом и адаптироваться к условиям и требованиям окружающей среды. При этом основой психического здоровья является полноценное психическое развитие ребенка на всех стадиях его жизни, формирующееся в процессе взросления и включающее различные компоненты, качества которых влияют на адаптацию и качество жизни человека в различные периоды его жизни [5, с. 180].