Отечественная «рок-культура» и ее влияние на молодежь
Введение
Рок-музыка в работах отечественных исследователей 1980–1990х годов часто рассматривается как центр тех ценностей рок-культуры, которые сформировали различные молодёжные движения. В наше время эти ценности кажутся по большей части устаревшими. Рок-музыка и, в общем и целом, рок-культура уже не воспринимаются как образ жизни со своей системой ритуалов и ценностей. Различные субкультуры, связанные с рок-музыкой — хиппи, панки, металлисты, готы, эмо — либо растворяются, как заключают психологи, «позитивно социализируются», либо активизируются только во время концертов. Появление рок-музыки и рок-культуры в СССР стало следствием процессов послевоенной урбанизации, относительной либерализации политической и культурной жизни, «взрывным» ростом числа и образованности молодежи, научно-технической революцией (распространение бытовых компактных магнитофонов и радиоприемников, телевидения).
Содержание
Введение3
Глава 1. Отечественная «рок-культура»8
1.1 Зарождение русского рока8
1.2 Формирование молодежной рок-культуры9
Глава 2. «Рок-культура» и ее влияние на молодежь (конец 70-х-начало 90-х гг.)16
2.1 Контркультура (1986-1991)16
2.2 Влияние рока на молодежь19
Заключение24
Список используемых источников и литературы26
Список используемых источников и литературы
Источники
Рыбин А.В. Кино с самого начала. – Смоленск. – 1992.
Башлачев А.Н. Посошок. – Ленинград: Издательство «Лира», 1990. – 80 с.
Литература
Куренной В. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Логос. 2012. №1 (85). С. 14–79.
Cloonan M. State of the Nation: Englishness, Pop and Politics in the mid"1990s // Popular Music and Society. 1997. Vol. 2. No. 21. P. 47–70.
Вершинин М. В., Макарова Е. Современные молодѐжные субкультуры: рэперы [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyfactor.org/rap.htm (дата обращения: 25.02.2014).
Гущин В. А. Неформальные молодѐжные сообщества Санкт-Петербурга: Теория, практика, методы профилактики экстремизма. СПб.: Комитет по молодѐжной политике и взаимодействию с общественными организациями СанктПетербурга, 2008. 271 с.
Беседа за круглым столом. Стенографический отчет ЛГК ВЛКСМ // Центральный государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД) СПб. Ф. К-881. Оп. 17. Д. 51.
Гаранян Г., Медведев А. Рок-музыка//Советский джаз. М., 1987.
Запесоцкий А., Бурлака А. В ритме эпохи: Очерки истории музыки «рок». СПб., 1994.
Кушнир А. Сто альбомов советского рока. М., 1999.
Протокол закрытого собрания ЛОСК № 1 от 20.11.1961 г., протокол № 8 от 24.10.1961 г. заседания бюро парторганизации ЛСК РСФСР «О работе секции массовых жанров» // Центральный государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД) СПб. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 19.
Стенографический отчет Пленума Ленинградского обкома ВЛКСМ // Центральный государственный архив историко-политических документов (ЦГАИПД) СПб. Ф. К-598. Оп. 27. Д. 33. Л. 47.
Троицкий А. К. Рок музыка в СССР. М.: Книга, 1990.
Руфраев А.Л., Одегова Е.К. Музыка конца 20 - начала 21 века. СПб: Питер. – 2011. – 215с.
Калугина А.А. Ценностные ориентации современной молодежи в зарубежном и Российском искусстве // Искусство. Его виды. – 2007. – С.19.
Исследования отечественной рок-культуры не слишком объемны, в основном это работы, описывающие рок-культуру в целом. Но есть работы, которым следует уделить внимание.В отечественной науке исследования, посвященные истории становления и развития молодежной культуры и молодежных субкультур были рассмотрены следующими авторами: И. Н. Андреева, Г. В. Брындина, В. А. Бабахо, Н. Я. Голубкова, И. Б. Громова, С. Т. Махлина, И.Л Набок, Л. Т. Новикова, А. С. Панарин, Д. В. Петров, И. Б. Роднянская, Г. И. Саганенко, Н. Д. Саркитов, В. Е. Семенов, Э. В. Соколов, Н. Н. Суворов, А. П. Файн, А. Шмелев и другие.Заслуживает внимания Набок И. Л. [16], который в своей работе анализирует рок-музыку как явление современной молодежной культуры, вызывающее большое количество споров и дискуссий. Он выдвигает различные критерии оценки творчества советских рок-музыкантов и его воздействия на духовное развитие молодежи. Сама рок-музыка рассматривается как выражение мировоззренческих принципов, ценностей, мироощущения.Филологический аспект рассмотрели Кормильцев И. и Сурова О. В своей работе «Рок-поэзия в русской культуре:возникновение, бытование, эволюция » [17] Они определили особенности возникновения и существования рок-поэзии в отечественной культуре и представили эволюцию этого жанра. Эта работа является итогом спецкурса «Русскоязычная рок-поэзия как поэзия напевного строя », который читается на филологическом факультете МГУ и посвящен феномену русскоязычной рок-поэзии как особого жанра.