Факторы обуславливающие формирования девиантного поведения подростков с умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью углубленного анализа психолого-педагогического содержания, структуры и динамики девиантного поведения у детей подросткового возраста с целью определения мероприятий по профилактике нарушений поведения. Несмотря на то, что проблема девиантного поведения у подростков с нарушениями интеллекта находится в центре научного интереса современной психологии, многие аспекты этой проблемы недостаточно отражены в литературе.В нашей стране с каждым днем увеличивается количество детей-подростков, поведение которых попадает в категорию девиантного поведения, то есть отклоняющегося от общепринятых социальных норм (общепринятое определение) и норм психического здоровья (И. Кон). Причин этому много: последствия психотравмирующих ситуаций, конфликты между социальными нормами и культурными ценностями в обществе, нестабильная экономическая ситуация в стране и т.д.
Оглавление
Введение.………………………………………………………..………...3
Глава 1. Факторы, способствующие формированию
девиантного поведения
Девиантное поведение и его основные виды……………………...7
Биологические факторы……………………………………....…....11
Социальные факторы…………...……………………...………..…14
Психологические факторы……………..……………………..…...19
Выводы по главе…………………………………………………....22
Глава 2. Влияние биологических факторов на формирование девиантного поведения у умственно отсталых детей
Наследственный фактор…………………………..……………….23
Экологическая загрязненность……………………………………24
Церебрастенический синдром как фактор девиантного поведения…………………………………………………………...26
Выводы по главе……………………………………….…………..28
Глава 3. Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков
Профилактика, предупреждение, превенция ………………...…..29
3.2 Специфика профилактики нарушений в поведении умственно отсталых детей …………………………………………..……...………...31
Проблемное поле в системе педагогической профилактики девиантного поведения…………………...…………..…………...….35
Выводы по главе……………………………………………….…..40
Заключение…………………………..………………...…………………41
Список литературы.……………..…… …………...................................44
Список литературы
Арифова А.Ю. Понятие и виды девиантного поведения в подростковом возрасте / А.Ю. Арифова, Е.Ю. Кольчик // Форум молодых ученых. – 2019. – № 3 (31). – С. 119– 123.
Афанасьева В.В. Факторы и условия, обусловливающие девиантное поведение подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями / В.В. Афанасьева // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 2 (11). – С. 91– 95.
Ахмуллаева М.Ф Девиантное поведение подростков: понятие, причины, виды и профилактика / М.Ф Ахмуллаева, Б.Т Крыкпаева // Велес. – 2016. – № 4– 2 (34). – С. 138– 145.
Бажукова О.А Девиантное поведение умственно отсталых подростков как предмет психологического исследования / О.А Бажукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2006. – Т. 3, № 20. – С. 89– 92.
Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты : монография / Т.Г. Визель. – Тула : Факультет повышения квалификации Московского городского психолого– педагогического университета, 2007. – 341 с.
Вилкова А.В. Биологические и психологические факторы возникновения девиантного поведения подростков / А.В. Вилкова // Вопросы педагогики. – 2018. – № 7. – С. 33– 34.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. М., 1983. Т. 5. 368 с.
Гранкина И.В., Иванова Т.И. Формирование отклоняющегося поведения у детей с умственной отсталостью. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2014;3(84):42-49
Гурьева В.А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В.А. Гурьева, Т.Б. Дмитриева, Е.В. Макушкин. – Москва : ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 488 с.
Данькова И.В. Характеристика отдельных видов девиантного поведения несовершеннолетних / И.В. Данькова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития . – Рязань, 2022. – С. 223– 227.
Делинквентное поведение представляет собой нарушение законов, которое может нанести вред общественным нормам и благосостоянию социума. Оно может проявляться в виде различных действий или бездействий, запрещенных законом и противоречащих общественным интересам. Среди подростков наиболее распространены такие формы делинквентного поведения, как хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие и торговля наркотиками. [34]Саморазрушительное поведение - это действия, которые отклоняются от норм в медицине и психологии, а также могут нанести вред самому индивиду. Среди подростков наиболее распространены следующие формы саморазрушительного поведения: суицидальное поведение (самоубийство), аддиктивное поведение (злоупотребление психоактивными веществами, пищевая зависимость, сексуальные аддикции, игровая, компьютерная, интернет-зависимость и др.), аутичное поведение (выбор одиночества, аскетизма, отшельничества) и другие.Аутодеструктивное поведение - это поведение, которое отклоняется от медицинских и психологических норм и может нанести вред индивидууму. Среди подростков наиболее распространенными формами аутодеструктивного поведения являются суицидальное поведение (самоубийство), зависимое поведение (злоупотребление веществами, пищевая зависимость, сексуальная зависимость, игровая, компьютерная, интернет-зависимость и т. д.), аутистическое поведение (выбор уединения, аскетизма, затворничества) и другие.