Методические подходы к развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения
Введение
Актуальность исследования. Традиционное представление об уровне образования в начальной школе строится на его грамотности – в основе, которой лежат навыки устной и письменной речи, каллиграфический почерк и знание текста наизусть. Основным стержнем функциональной грамотности становится способность младших школьников отыскивать необходимую информацию, моделировать новые универсальные действия, изобретать или пользоваться готовыми алгоритмами при реализации речевых задач. Проблема усвоения и использования в речи разнообразных средств языка на уроках литературного чтения является одной из важных проблем методики преподавания словесности в современное время. Это связано, в первую очередь, с речевой деятельностью школьников, с несформированностью сознательного отношения к языку и его особенностям. Психолого-педагогические наблюдения за процессом обучения связной речи в 1 - 4 классах показывают, что овладение этими навыками остается не на высоком уровне.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Понятие речь, разновидности речи 6
1.2. Психолого-педагогические основы развития речи детей младшего школьного возраста 10
1.3. Особенности развития речи младших школьников на уроках литературного чтения 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи учащихся на уроках литературного чтения 19
2.1. Выявление уровня развития речи учащихся начальных классов 19
2.2. Комплекс мероприятий по развитию речи учащихся на уроках литературного чтения 28
2.3. Анализ результатов на контрольном этапе 33
Заключение 40
Не найдено
Речь – это процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. При этом выделяются два основных вида речи: устная или письменная. Сходство этих видов заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов [15, с. 41].Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологом. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией [15, с. 45]. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме (при слушании человек повторяет про себя слова говорящего, но внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует).Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутреннюю и внешнюю речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией.