Манипулирование общественным мнением состояние и проблемы

Скачать дипломную работу на тему: Манипулирование общественным мнением состояние и проблемы. В которой определены приоритетные источники информации студенческой молодежи. Изучен отечественный и зарубежный опыт изучения манипулирования.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.08.2025
Объем файла
194 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
С появлением и развитием средств массовой информации все сферы общественной жизни стали зависимы от информационной составляющей. Экономические и политические институты активно используют механизмы СМИ в собственных целях. Информация достаточно быстро занимает сознание общественности и приводит к желаемому результату.Данная тема является актуальной, потому что студенты постоянно находятся среди большого потока информации. Большая часть жизни студенческой молодежи заключена в СМИ, ежедневный обмен различного рода информацией затрагивает каждого. Актуальность изучения того, насколько студенты поддаются манипулированию и пропаганде, заключается в следующем: студенты являются будущими работниками в сфере политики, экономики и культуры. В связи с этим возникают вопросы о том, насколько молодежь будет самостоятельна в принятии важных решений, какие источники информации она выбирает среди большого разнообразия.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Теоретические подходы к изучению манипулирования общественным мнением 8
Манипулирование общественным мнением: понятие, методы и технологии 8
Исследование манипулирования общественным мнением: российский и зарубежный опыт 12
Манипулирование общественным мнением в условиях развивающегося информационного общества: роль СМИ 16
Исследование представлений о манипулировании общественным мнением (на примере студентов НГУЭУ) 22
Методические основы изучения манипулирования общественным мнением 22
Анализ методов и технологий манипулирования общественным мнением 25
Современное манипулирование общественным мнением: специфика состояния 34
Проблемы современного манипулирования общественным мнением 34
Перспективные направления работы с манипулированием общественным мнением 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Архипова К. А. «Психология народов и масс» Г. Лебон как настольная книга современного журналиста // Журнал «Медиасреда». – Саратов, 2012. – № 44. – С. 41-44.Бондаренко С. Б. Современные манипулятивные технологии в экономической политике // Ученые записки Крымского федерального университета В. И. Вернадского. – Симферополь, 2016. – № 1. – С. 3–10.
Борзенкова Е. Н. Пропаганда: критерий эффективности // Журнал «Проблемы и перспективы». – Воронеж, 2013. – С. 169–210.
Бурукина О. А. Российская телереклама: управление процессом восприятия и манипулирование сознанием потребителей // Журнал «Тренды и управление». – М., 2021. – № 42. – С. 1–21.
Валевич Е. С. Эволюция коллективности в аспектах массы, толпы и вождизма // Журнал «Ценности и смыслы». – М., 2014. – № 15 (71). – С. 106–111.
Васечко Е. Н. Юрген Хабермас и его теория коммуникативного действия // Журнал «Философия права». – Омск, 2012. – № 36. – С. 15–18.
Граждане – о соцопросах: нужны ли они? Интересны? Полезны? Исследование ВЦИОМ, 2010. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/grazhdane-o-soczoprosakh-nuzhny-li-oni-interesny-polezny (дата обращения: 26.03.2023)
Демократия в эпоху масс. Исследование ВЦИОМ, 2021. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/sobytie/demokratija-v-ehpokhu-mass (дата обращения: 17.03.2023)Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в масс–медиа [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. – М.: Журналистика, 2019. – № 1. – С. 29–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyativnye-tehnologii-v-mass-media (дата обращения: 26.03.2023)
Калач Е. А. Концепция жизненного мира Э. Гуссерля и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса в контексте современной критическое теории // Журнал «Вестник Омского университета». – Омск, 2019. – № 14. – С. 87–92.
Кара–Мурза С. Г. Манипуляция сознанием // М., 1989. – 290 с.

На протяжении всего развития общества исследователи из разных научных областей активно обсуждали манипуляции, как социальный феномен. Некоторые гуманитарные науки ставили своей целью исследовать тему манипулирования общественным мнением. Такие ветви научного знания, как политология и психология, старались по–своему интерпретировать изучаемый термин, дать ему характеристику, которая будет соответствовать принципам данной конкретной науки. Социологи, в свою очередь, тоже подвергали изучению тему манипулирования обществом. Исследуемая тема становилась объектом многочисленных полемик и научных дискуссий между политологами, социологами и психологами.Традиционно при изучении манипулирования обществом в социологии на теоретическом уровне внимание фокусируется на изучении социальных механизмов манипулирования. Однако, в разнообразных прикладных исследованиях «выявляются его содержание, конкретные формы и степень воздействия на сознание и поведение различных категорий людей». [21, с. 29]. Вид управления поведением личности, общности, общества, человеческой цивилизацией, при котором главными механизмами являются скрытые методы социально–психологического воздействия на подсознание людей, в целях обеспечения частных, личных и противоречащих им интересов отдельных личностей, социальных групп и институтов, представляет собой сущность манипулирования. [21] Изучение манипуляций различными науками свидетельствует о том, что данный аспект носит сквозной характер. Сквозной характер манипулирования представляет собой важность изучения манипуляций на каждом этапе исторического развития и на всех уровнях социального взаимодействия.