Влияние поведения отца и матери на формирование детских страхов в дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ОТЦА И МАТЕРИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………….. 6
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста………. 6
1.2. Проблема страхов в психологической и педагогической литературе 13
1.3. Влияние поведения отца и матери на содержание страхов у детей дошкольного возраста……………………………………………………… 20
Выводы по первой главе………………………………………… 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ОТЦА И МАТЕРИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………… 34
2.1. Методика проведения исследования…………………………………. 34
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………. 40
2.3. Рекомендации для родителей дошкольников по преодолению детских страхов…………………………………………………………….. 52
Выводы по второй главе…………………………………………................ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………... 61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 66
1. Ажиев, А. В. Страхи в структуре эмоционального развития дошкольников / А. В. Ажиев, З. И. Гадаборшева // Педагогика и психология в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 24 октября 2019 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 43-49.
2. Алферов А. Д. Психология развития учебное пособие. – Ростов-на-Дону; издательство «Феникс» 2001. – 237с.
3. Асламов А. Г. Психология личности. – М., Просвещение. 2007 – 271с.
4. Астапов В. М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008 – 224 с.
5. Барташева Н. Не надо бояться Бармалея! // Дошкольное воспитание. – 1994. – №9. – С. 11-31.
6. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 170 с.
7. Божович Л. И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 2001.
8. Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.
9. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Педагогика, 1995. – 140 с.
10. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2002 – 200 с.
11. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий курс. [Текст]/ А.Я. Варга. – СПб., 2018. – 114 с.
Детство представляет собой период, когда закладываются фундаментальные качества личности. Они должны обеспечить психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, целеустремленность и жизнестойкость. Данные внутренние особенности личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому, отмечает отечественный психолог В. С. Мухина (Мухина, 2019)В отечественной психологии периодом дошкольного развития принято считать 4х летний период от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте происходит первое рождение личности: «когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий» (там же).Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом возрастном этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Выготского, является новая система психических функций, в центре которой – память (Выготский, 2023).Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребёнка-дошкольника во многом обуславливается его памятью место.