Особенности эмоционального выгорания фельдшеров скорой медицинской помощи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире, где ценность человека определяется его социальным статусом, а статус дает работа, на которую человек тратит не менее 40 часов в неделю, проблема исследование психоэмоционального состояния становиться особенно острой. Не исключением является и деятельность медицинских работников. Психоэмоциональное выгорание медицинских работников имеет свои особенности и причины, которые необходимо исследовать и предупреждать [7,12]. Спектр работников медицинских специальностей очень велик, и исследовать всех вместе не представляется объективным, в связи с чем, для настоящего исследования нами выбрана категория работников скорой медицинской помощи.
Актуальность выбранной темы обусловлена повышением требованием к профессионализму работников скорой медицинской помощи со стороны пациентов, а также ужесточения регламентов профессиональной деятельности, которые также усложняют жизнь персонала скорой медицинской помощи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Синдром эмоционального выгорания……………………………….5
1.1. Понятие синдрома «выгорания» в зарубежной и отечественной психологии. Модели изучения «выгорания»………………………………….........................5
1.2. Факторы, способствующие возникновению «выгорания »…………….....9
1.3. Последствия синдрома эмоционального выгорания……………………...21
1.4. Особенности синдрома выгорания у представителей различных профессиональных групп………………………………….…………………….23
ГЛАВА 2. Материалы и методы исследования………….……………………..26
2.1. Материалы исследования…………………………….……………………...26
2.2. Методы исследования……………………………………………………….27
2.3 Методы статистической обработки………………….……………………...33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение.……………………….37
3.1. Результаты исследования степени эмоционального выгорания у медработников…………………………………………………………………...37
3.2. Сравнительный анализ показателей по тесту СМИЛ у исследуемых
1 и 2 групп………………………………………………….………………........39
3.3. Сравнительный анализ уровня субъективного контроля ………………..41
3.4. Сравнительный анализ уровня тревожности……………………………...44
3.5. Сравнительный анализ уровня алекситимии ……………………………..46
3.6. Корреляционный анализ …………………………………………………...47
ВЫВОД…………………………………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………….....54
РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ….….….….….…………………………………………………60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. - 272 с.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 1 2002. - 688.
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективно контроля (УСК). М.: «СМЫСЛ», 1993. 16с.
Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2001. - 528с.
Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. 498с.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. 512с.
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С.35 - 44.
Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. №4.1999. С.33 - 39.
Коган В.Е. Практическая психология. М.: Смысл: Академ. проект, 1999. 407с.
Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. №11. С.2 - 16.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: «Просвещение», 1985. - 319с.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: Книга 3. М.: ВЛАДОС, 2001. 640с.
Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. 208с.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т.22, №1.- С.90 - 101.
Проворотов В.М., Чернов Ю.Н., Лышова О.В., Будневский А.В. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова С.С. 2000. №6. С. 66-70.
Вместе с тем нередки моменты, когда он ловит себя на мысли, что ему все безразлично и ничто уже не волнует. Педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость.