Теоретический анализ проблемы эмоционального интеллекта и стратегии поведения в конфликтной ситуации старших подростков
Введение
Актуальность исследования взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта у подростков с выбором стратегии их поведения в конфликтной ситуации обусловлена тем, что в современном мире происходят быстрые изменения во всех сферах жизни, где люди в процессе общения сталкиваются с разногласиями во взглядах и мыслях, их результатом являются конфликты.
Как будут себя вести люди, учавствующие в конфликте, зависит от множества составляющих , один из них - эмоциональный интеллект. От уровня эмоционального интеллекта зависит не только исход конфликта, а также его протекание Особое внимание стоит уделить изучению данной темы в старшем подростковом возрасте, так как психика в этом возрасте все еще пластична.
Изучением различных аспектов данной проблемы занимались Выготский Л.С., Анцупов А.Я., Бодалев А.А., Журавлев В.И., Обозов Н.Н., Петровская Л.А., Дружинин В.В. и другие.
Содержание
Введение........................................................................………………………………...3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоционального интеллекта и стратегии поведения в конфликтной ситуации старших подростков ……………………….....6
1.1 Понятие эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии ......................................................................................................................6
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта в подросктовом возрасте .........................................................................................................................10
1.3 Содержание понятия «конфликт».Стратегии поведения в конфликте ……………...........................................…...................................................12
1.4 Специфика проявления стратегий поведения в конфликте в старшем подростковом возрасте ................................................................................................16
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта старших подростков во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликтной ситуации…………………….........................................................................................26
2.1 Программа и методика эмпирического исследования.........…............................26
2.2 Результаты исследования ….........…......................................................................29
2.3 Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и стратегии поведения в старшем подростковом возрасте ….............................................................................32
Заключение………………………………………………………….............................36
Не найдено
Методика предназначена для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. Данный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, еѐ эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможный способах разрешения конфликтной ситуации. По мнению К. Томаса и Р. Килмана, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: а) конфронтация (соревнование, соперничество), которое выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека; б) приспособление (уступчивость), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого; в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок; г) уклонение (уход, игнорирование), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.