Теоретические аспекты эмоций и эмоционального интеллекта в психолого-педагогической литературе
Введение
Актуальность темы исследования. На всех уровнях современной российской образовательной системы развитие эмоционального интеллекта является важнейшей задачей и приоритетной деятельностью, так как эффективно сформированный эмоциональный интеллект является предпосылкой для успешного профессионального и личностного роста каждого.
Эмоциональный интеллект является проекцией внутренней сущности личности, его поведенческих траекторий, определяет уровень его межличностных коммуникаций. Личности, обладающие высокоразвитым эмоциональным интеллектом, прекрасно разбираются в эмоциональной сфере, как своей, так и окружающих, способны управлять эмоциями, что является важным фактором в условиях современной неспокойной и стрессовой жизни.
Содержание
1.1. Понятие и составляющие эмоций и эмоционального интеллекта. 7
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 9
1.3. Педагогические условия развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. 13
2.1. Организация и методы исследования эмоционального интеллекта у младших школьников. 17
2.2. Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников. 21
2.3. Анализ результатов исследования. 24
Список использованной литературы
Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина. - М.: Академия, 2020. - 208 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2019. – 400 с.
Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2020. – 1456 с.
Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия / В.С. Вербовская // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2021. - № 4. - С. 20–25.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб: Перспектива, 2018. – 224 с.
Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. – М.: Директ-Медиа, 2018. – Т. 6. – С. 220–791.
Гукаленко, О. В. Педагогические условия формирования эмоционального интеллекта обучающихся в современной культурно-образовательной среде / О. В. Гукаленко // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. - № 5. - С. 33-38.
Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. В. Дубровина, В.В. Прихожан. – М.: Академия, 2020. – 368 с.
Запорожец, A.B. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. В 2-х т. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2020. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – С. 260–275.
Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – М: Педагогика, 2022. – 176 с.
Зеньковский, В.В. Психология детства / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 2020. - 336 с.
Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб: Питер, 2018. – 464 с.
Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2019. - 412 с.
Таким образом, работа по развитию эмоционального интеллекта младших школьников должна быть организована в рамках специально разработаннойи апробированной модели психологического сопровождения эмоциональногоразвития младших школьников, предусматривающей последовательностьдействий работы с психологом, педагогами, родителями, детьми для достижения последними достаточного или оптимального уровней сформированности эмоциональной сферы и включением специально подобранного комплекса методов и приемов, имеющих системное воздействие на эмоциональную сферу младших школьников в образовательном процессе.