Изобразительное искусство как средство развития зрительной памяти детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Скачать дипломную работу на тему: Изобразительное искусство как средство развития зрительной памяти детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В которой определено изобразительное искусство как средство формирования зрительной памяти . Изучена зрительная память детей
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.08.2025
Объем файла
186 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время увеличивается количество детей, которые имеют какие-либо физические или психические отклонения, особенно возросло количество детей с задержкой психического развития. В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР.
Каждому известно, что зрительный анализатор (зрение) является основным источником информации о мире для человека. С самого детства человек использует зрение для своих движений и практических действий. Именно в дошкольном возрасте зрение играет ключевую роль в получении информации об окружающей среде.
Проблеме особенностей зрительной памяти дошкольников с задержкой психического развития посвящено небольшое количество работ (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, Лебединская К.С., В.Л. Подобед, М.С. Певзнер). 

Введение……………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения развития детей  дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………..…7

1.2. Специфика использования изобразительного искусства по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………………..21

Выводы по I главе…………………………………………………………………..31

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………………………………32

2.1. Диагностика особенностей развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………32

2.2 Программа коррекционно-педагогической работы направленная на развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с использование изобразительного искусства……………………...….43

Выводы по II главе………………………………………………………………..55

Заключение…………………………….……...……………………………..…….57

Список используемой литературы………………………………………..……60

Приложения.......…………………………………………………………………...64

 

Список используемой литературы
Монографическая литература
1.   Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. - М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. -136с.
2.  Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Изд. 2-е, испр. – М.: Когито-Центр, 2009. – 192 с. 
3.  Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – Дефектология. – 2003, № 6. – С. 12 – 18.
4.   Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М., 2002. – 189 с.
5.  Елецкая О.В., Матвеева М.В., Логинова Е.А. Специальная педагогика. Учебное пособие с практикумом для вузов / Под ред. Елецкой О.В. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 478 с. 
6. Забрамная С.Д. Боровик О.В. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для дефектологических факультетов педВУЗов / Под ред. О.В.Боровик, С.Д. Забрамной. – М.: Владос, 2003. – 320 с.
7. Колосова С.Л. Основы психодиагностики: учебное пособие / С.Л. Колосова. - Сыктывкар, 2002. – 64 с.
8.  Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для ВУЗов / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2003. – 381 с.
10.  Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. 2004. – 400с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб, для студ. высш, пед, учеб, заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с
12. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления/ Л.Ф. Обухова. - М.Издательство московского университета, 2000. – 152 с.
13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с.
14.  Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2001, № 1. – С. 12 – 19
 

При задержке психического развития детей заметно снижается их познавательная активность, а зрительная память приобретает свои собственные особенности. В данной категории детей можно выделить заметное отставание в развитии зрительной памяти. [17]
По форме запоминания можно выделить две характеристики зрительной памяти: непроизвольную и произвольную. У детей с задержкой психического развития объем непроизвольной памяти меньше, чем произвольной. Однако, как показывают исследования, объем произвольной и непроизвольной памяти у этой категории детей значительно снижен по сравнению с детьми, чье развитие соответствует норме. Кроме того, зрительная память может быть разделена на продолжительность запоминания и сохранение информации.
В контексте детей с ЗПР, важно рассмотреть различные типы памяти, такие как кратковременная, долговременная и оперативная память.