Выявление конфликтного поведения подростка графологическим методом
Введение
Актуальность исследования. Издревле человечество обратило внимание на взаимосвязь характера человека и его почерка. Почерк каждого человека индивидуален. От почерка зависит понимание себя, мнение окружающих, успеваемость в школе и характер. В почерке, как в поведении, и в речи, раскрывается личность человека, особенности его поведения, воспитания, обучения и образованность.
Существует наука – графология, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером и поведением человека. Данную проблему изучали отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, И. Гольдберг, Е.Л. Исаева, Е.И. Рогов, Н. Еросеевская, Д.М. Зуев-Инсаров, В.И. Кравченко, Д. Норман и другие. Ученые полагают, особенности почерка свидетельствуют о благополучии или неблагополучии человека. Деятельность по выработке качества почерка воздействует на пишущего, так как способствует приобретению уверенности в себе.
В настоящее время графологии уделяется немалое значение.
Оглавление
Введение 3
1. Истоки графологии как науки 5
2. Почерк и индивидуально-психологические особенности подростков 7
3. Выявление конфликтных обучающихся посредством тестирования 10
4. Анализ результативности выявления конфликтных обучающихся 11
Заключение 14
Список литературы 16
Приложения 17
Список литературы
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – Москва, 1999.
Гольдберг, И.И. Психология почерка / И.И. Гольдберг. – Москва 2008- 178 с.
Графология. Графологическая экспертиза : словарь-справочник. – URL : http://psyfactor.org/personal4.htm (дата обращения : 23.01.2022).
Ерофеевская, Н. Графология: психология почерка. – URL : https://sunmag.me/sovety/19-01-2014-grafologiya-psikhologiya-pocherka.html (дата обращения : 23.01.2022).
Зуев-Инсаров, Д.М. Почерк и личность / Д.М. Зуев-Инсаров. – Москва : Издательство «ЛТД», «Перлит продакшн», 1992. – 26 с.
Исаева, Е.Л. Практическая графология : как узнать характер человека по почерку / Е.Л. Исаева. – Москва : Рипол Классик, 2010. – 256 с.
Изменения почерка // Академия медицинского образования. – URL : https://medobr.com/news/izmenenie-pocherka/ (дата обращения : 23.01.2022).
Кравченко, В.И. Графология: характер по почерку : учебно-методическое пособие / В.И. Кравченко. – Санкт-Петербург, 2006. – URL : http://www.bnti.ru/showart.asp?aid=973&lvl=01.02.06 (дата обращения : 23.01.2022).
Норман, Д. О чем говорит почерк : Графология для начинающих / Д. Норман. – Москва : Вектор, 2010.
Почерковедческая или графологическая? – URL : https://niex.ru/news/pocherkovedcheskaya-ili-grafol (дата обращения : 23.01.2022).
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : в 2-х тт. / Е.И. Рогов. – Москва : ВЛАДОС, 2008.
присутствует множество углов и «палок» в почерке.
Эти особенности почерка говорят также о гневе, раздражительности, недовольстве окружающими.
Ученые отмечают, примерно с 14-15 лет почерк начинает полностью отражать индивидуальные черты и особенности пишущего. С этого же возраста можно анализировать почерк. Именно в этот период учителя обвиняют подростков в небрежности, неуважении к учителю, намеренном искажении своего письма.
Типичные черты подросткового почерка:
— наклон букв налево, направо, то широко, то узко, употребление лишних закруток, петель в буквах, мешающие читабельности и разборчивости;
— использование почерка с левым наклоном – это желание демонстрации взрослости;
— мелкий, бисерный почерк подростка указывает на стремление к уединению, сокрытие своих истинных желаний и переживаний от окружающих;
— неразборчивый почерк показывает на трудности в установлении межличностных контактов.