Психоккорекция агрессивного поведения девочек подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее десятилетие жизнь в современном обществе кардинально изменилась. Общество находиться в непрерывном развитии. Накаляющаяся, неустойчивая, социальная и экономическая обстановка в мире формирует иные нормы поведения и принципы людей, детей. Рост жестокости, преступности и вандализма, порождает аморальное поведение. Искаженное поведение, сформированное в определенных обстоятельствах, становиться привычным, что и формирует негативные установки и как следствие порождает зернышко той самой агрессии и агрессивного поведения. Особенно остро это проявляется на переходном уровне от среднего детства ребенка до подросткового возраста, проблема агрессивности затрагивает социум в целом, провоцирует тревогу родителей, обеспокоенность педагогов и психологов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...............................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВ........................7
1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения в системе социально-гуманитарного знания..........................................................................................8
1.2 Механизмы и особенности агрессивного поведения девочек подростков........................................................................................................... 15
1.3. Теоретические предпосылки психологической коррекции агрессивного поведения девочек подростков ....…………………………………………….27
Выводы по первой главе.................................................................................... 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВ…………...... 38
2.1. Цели, задачи и диагностический инструментарий исследования..........39
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа исследования……………………………………………………………………46
2.3. Программа психологической коррекции агрессивного поведения девочек подростков ............................................................................................50
2.4. Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа исследования......................................................................................................58
Выводы по второй главы.....................................................................................61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 75
ПРИЛОЖЕНИЯ ...................................................................................................97
Список использованной литературы
Ананьев А.С 50 возможностей не допустить самоубийства. Родителям, которые хотят на самом деле понимать своего ребенка / Андрей Ананьев , Наоми Ананьева.− М.: АСТ, 2022.− 256 c.
Большакова, Е. Ваш ребенок - неформал / Е. Большакова. − М.: Генезис, 2021. − 152 c.
Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург 2003
.Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс.– М.: Апрель Пресс, Из-во ЭКСМО – Пресс, 1999.
Блясова И.Ю Л.Ю Зайцева Девиантное поведение несовершеннолетних и правовой нигилизм / Ирина Юрьевна Блясова Любовь Юрьевна Зайцева. − М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. − 300 c.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2002. – 512 с.
Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. − СПб: Питер, 2001.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с
Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. − М.: Речь, 2020. - 256 c.
Василькова, Ю. В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков / Ю.В. Василькова. − М.: Речь, 2021.−128 c.
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. − М.: Владос, 2022.−240 c
Чеснокова Г.С Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом. − Москва: Наука, 2017. − 320 c.
Дени, Мадлен Родительский авторитет / Мадлен Дени. − М.: Клевер-Медиа-Групп, 2019. − 192 c.
Гребнева Н.Н., Слободенюк М.А., Вариясова Е.В. Портал психологических изданий PsyJournals.ru −[Аналитический обзор исследований по проблеме агрессивного общественно опасного поведения молодежи — Психология и право — 2019. Том 9. № 4]
Для уточнения определения человеческой агрессии необходимо в первую очередь конкретизировать основные определения и понятия, взаимосвязанные с этим феноменом. Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения. Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [3].По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. По их мнению, Другими словами: агрессия, во-первых, обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве, во-вторых, в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам и в-третьих, жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой [7].В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась, рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (З.Фрейд, К.Лоренц, Л.Берковиц, Н.Зильманн, Р.Бэрон, Р.Миллер, Дж.Доллард, А.Бандура и др.)