Взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального состояния подростка в семье
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В подростковом возрасте изменяется психологическая значимость родителей для подростка. Семья является средой, которая удовлетворяет потребности в эмоциональной поддержке и принятии, в результате чего формируется благоприятный психологический климат, который положительно влияет на формирование самооценки. Для подростка самооценка является очень значимой личностной характеристикой, происходит оценивание себя исходя из новой социальной ситуации: на самооценку оказывает влияние удовлетворение потребности в самоутверждении среди сверстников, а также особенности взаимоотношений с родителями, которые могут быть подвержены изменениям в связи с кризисом подросткового возраста. Подростки могут демонстрировать негативизм и нонконформистское поведение, что обостряет отношения с взрослыми членами семьи.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………... 7
Понятие «детско-родительские отношения» в зарубежных и
отечественных исследованиях………………………………………………. 7
1.2. Психологическая характеристика эмоционального состояния подростка………………………………………………………………………. 17
1.3. Детско-родительские отношения и эмоциональное состояние подростка в семье…………………………………………………………… 19
Выводы по первой главе…………………………………………………….. 26
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ……………………………………. 29
2.1. Организация и методы исследования…………………………………. 29
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………… 31
Выводы по второй главе…………………………………………………….. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
Не найдено
Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. Значимость этих отношений привлекает внимание специалистов различных школ и направлений, но научная психология и педагогика значительно отстаёт от практики. Ведущие отечественные теоретические подходы подчёркивают решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, но сами эти отношения не являются предметом исследования, ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Наряду с этим, клиническими психологами (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.) накоплен огромный опыт работы в сфере детско-родительских отношений.Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г.Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.