Экспериментальная деятельность как средство формирования представлений о природе у детей 6–7 лет
Введение
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяющих интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений.
Содержание
Введение……………………………………………………………………... 6
1 Теоретические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о живой и неживой природе в процессе опытно-экспериментальной деятельности………………………………………………………………... 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей 6–7 лет представлений о живой и неживой природе……………………... 9
1.2 Технологии формирования у детей 6–7 лет представлений о живой и неживой природе………………………………………......... 14
1.3 Особенности формирования у детей 6–7 лет представлений о живой и неживой природе в процессе опытно-экспериментальной деятельности……………………………………………………………... 20
2 Методические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о живой и неживой природе в процессе опытно-экспериментальной деятельности………………………………………………………………... 28
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6–7 лет представлений о природе……………………………………………….. 28
2.2 Формирование представлений о природе в процессе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Исследователи природы»………………………………... 39
2.3 Методические рекомендации по формированию у детей 6–7 лет представлений о живой и неживой природе…………………………... 49
Заключение…………………………………………………………………... 53
Список использованных источников……………………………………… 56
Приложение А «Учебно-тематический план»……………………………... 62
Приложение Б «Окружающий мир (тематика основных занятий)»…… 66
Список использованных источников
Акимова, Е. В. Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности / Е. В. Акимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Международной научной конференции, г. Самара. – 16.03.2017 г. – Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. – С. 29–31. – Текст : непосредственный.
Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие / В. П. Арсентьева. – Москва : ФОРУМ, 2009. – 144 с. – Текст: непосредственный.
Беседина, А. Ф. Ознакомление с природой / А. Ф. Беседина // Педагогика : традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции, г. Челябинск. 10.10 2012 г. – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 41–44. – Текст: непосредственный.
Васильева, Е. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е. В. Васильева, М. В. Крайнова, А. В. Муканова // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1. – С. 25–32. – Текст: непосредственный.
Воропаева, Т. В. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста / Т. В. Воропаева, О. М. Асеева // Молодой ученый. – 2021. – № 25 (367). – С. 408–410. – URL : https://moluch.ru/archive/367/82609/. – Текст: электронный.
Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений в 6 т. / под ред. А. В. Запорожца. Москва : Просвещение, 1982. – Т. 2. – 504 с. – Текст: непосредственный.
Гаврилова, О. В. Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога) / О. В. Гаврилова // Молодой ученый. – 2017. – № 15.2 (149.2). – С. 47–49. – Текст : непосредственный
Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология : учебное пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин / Ростов-на-дону : Феникс, 1996. – 480 с. – Текст: непосредственный.
Содержание экологического образования в детском саду включает в себя очень широкие вопросы в области естественнонаучных знаний о природе и мире, описывающих последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем. Процесс усвоения базируется на непосредственном эмоциональном восприятии, созерцании и общении с предметами, явлениями и действиями находящейся вокруг реальности. Одной из задач экологического образования является формирование детского представления о личности не как о хозяине, завоевателе природы, а как о части природы, которая зависит от нее. Многообразие объектов природы дает возможность педагогу осуществить занимательную и познавательную деятельность детей. Во время игр, наблюдения и труда в природе, экспериментирования дошкольники знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменения и развития [1].В дошкольный период закладываются базы взаимодействия с природой, при поддержке взрослых ребенок начинает понимать и принимать ее как общую ценность для всех людей. Ребенок дошкольного возраста, начинает знакомиться с объектами природы, напрямую наблюдая за ними во время прогулок или через специально организованные мероприятия [14].