Теоретические аспекты театра абсурда в современной режиссуре
Введение
Актуальность. «Абсурдная» драма, или «театр абсурда» - это абсурдистское западноевропейское направление, зародившееся в середине XX века. Мир в абсурдистской пьесе нелогичен, не поддается никакому объяснению, он существует вне времени, он бессмысленен. Все герои этих пьес блуждающие, разочаровавшиеся в жизни люди, у которых существует много вопросов и нет ответов. Они осознают абсурдность мира и их существования.Наиболее ярко мы можем наблюдать основные черты этого направления в пьесах «Лысая певица» румынско-французского писателя Эжена Ионеско и «В ожидании Годо» ирландского писателя Сэмюэля Беккета, «зачинателей театральной традиции абсурда» .«Лысая певица» Эжена Ионеско - это своеобразный эксперимент над языком. «Пьеса выражает тщетность попыток осмысленной коммуникации в современном обществе». Но весь философский смысл не лежит на поверхности, а заложен глубоко в «основании».
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты театра абсурда в современной режиссуре 3
1.1. Понятие «Театр абсурда» 3
1.2. История театра Абсурда 8
Вывод по первой главе 13
Глава 2. Практические приемы театра абсурда в современной режиссуре 13
2.1. Театр абсурда в России 13
2.2. Представители театра абсурда 21
Вывод по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Список литературы
Беккет С. В ожидании Годо : пьесы : перевод с французского / Сэмюэль Беккет. - М.: Классика, 2010. - 284 с.
Дмитриевская М. Россия, которую мы не потеряли // Петербургский театральный журнал. 2015. № 4 (42). – С. 23-34
Ионеско Э. Носорог: Пьесы / Пер. с фр. Л. Завьяловой, И. Кузнецовой, Е. Суриц. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 320 с.
Ионеско Э. Собрание сочинений. Между жизнью и сновидением: Пьесы. Роман. Эссе / Пер. с франц. Сост. и предисл. М. Яснова. СПб.: «Симпозиум», 2015. - 464 с.
Кондаков Д.А. Драматургия Э.Ионеско и ее связи с "драмой абсурда" / Д.А. Кондаков // Творчество Эжена Ионеско в контексте идейно-художественных исканий европейской литературы XX века./ Д.А. Кондаков. - Новополоцк: ПГУ, 2008.- 188
Кондаков Д.А. 1949-1953 годы. "Языковой абсурд" / Д.А. Кондаков // Творчество Эжена Ионеско в контексте идейно-художественных исканий европейской литературы XX века./ Д.А. Кондаков. - Новополоцк: ПГУ, 2008.- 188 с.
Липовецкий М. Перфомансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 376 с.
Токарев Д.В. "Воображение мертво воображайте": "Французская проза Сэмюэля Беккета / Беккет С.// Никчемные тексты/ Пер. Е.В. Баевской.- СПб.: Наука, 2013.- 338 с.
Яснов М. Поверх реальности. / Ионеско Э.// Носорог: Пьесы / Пер. с фр. Л. Завьяловой, И. Кузнецовой, Е. Суриц. - СПб.: Азбука-классика, 2014. - 320 с.
Абсурдная драма. [Электронный ресурс] URL: <http://www.o-tt.ru/index/absurdnaya-drama/> (дата обращения: 17.04.19)
Александров А. А. Материалы Д. И. Хармса в рукописном отделе Пушкинского Дома // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 г. Л., 1980. [Электронный ресурс]. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/ROPD/EROPD-na1990-god.pdf (дата обращения: 20.04.19)
К театру абсурда относят обычно и пьесы Жана Жене (1910– 1986), Гарольда Пинтера, Фернандо Аррабаля, а также пьесы польского драматурга Славомира Мрожека. Французский драматург Э. Ионеско в своих пьесах стремился «обнажить опасность конформистского сознания, абсолютно обезличивающего человека».В комедии «Лысая певица» Ионеско показана нелепость банальных суждений и тривиальных фраз. В пьесе «Носорог» (1959) драматург «предрекает» превращение целого сообщества людей в носорогов. А в одной из самых известных своих пьес «Стулья» (1952) Ионеско использует прием трансформации образов: героиня выступает то как жена старика, то как его мать. Персонажи пьес Ионеско характеризуются отсутствием духовных устремлений. Ирландский писатель и драматург С. Беккет (писал на французском и английском языках) в самом знаменитом своем произведении «В ожидании Годо» (1952) трактует тему одиночества.Персонажи этой трагикомедии (Владимир и Эстрагон) полностью одиноки и даже с трудом вспоминают прошлое. Лейтмотивом драматургии становится фраза из этой пьесы: «Никто не приходит, ничего не происходит». Пьесы Беккета («Конец игры», «О прекрасные дни» и др.) всегда требуют изощренных сценических толкований, отчего некоторые свои произведения он воплощал на сцене лично.