Изучение темы исторической памяти на основе обращения к поэмам А.А. Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя» на уроках литературы в профильном 11 классе общеобразовательной школы

Скачать дипломную работу на тему: Изучение темы исторической памяти на основе обращения к поэмам А.А. Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя» на уроках литературы в профильном 11 классе общеобразовательной школы. В которой определены тема исторической памяти в поэме «Реквием» и «Поэме без героя», а также поэмы в профильном школьном курсе преподавания литературы. Изучены профильные УМК по литературе для общеобразовательной школы в аспекте темы ВКР.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.08.2025
Объем файла
125 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
На рубеже прошлого и позапрошлого столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, которая потрясена двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшая аналогия, возникшая уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Однако свести все творчество Ахматовой к любовной теме нельзя. Есть в нем и явственно выраженная патриотическая направленность.Поэмы Анны Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя» — это народные трагедии, которые по своей тематике и проблематике актуальны и в наши дни. В них отражены чувства всех людей, которые когда-либо теряли родного человека и переживали тяжелые исторические события. Это жгучая боль от несправедливости и протест против насилия над людьми, в частности над заключенными и пережившими войну людьми. 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Понятие исторической памяти……………………………………….12
Понятие «историческая память» в специальных источниках………,…12
Обращение к исторической памяти в произведениях русской литературы……………………………………………………………………….18
Глава 2. Тема исторической памяти в поэмах А.А. Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя»…..………………...……………………………………..…….25
2.1. История создания и публикации поэм………………………………………25
2.2. Тема исторической памяти в поэмах…………………………………….….30
Глава 3. Методическое обоснование исследования………………………….38
3.1. Анализ профильных линий УМК по литературе для общеобразовательной школы в аспекте темы ВКР………………………...……………….……………38
3.2. Методическая разработка урока литературы для профильного 11 класса общеобразовательной школы на тему «Тема исторической памяти в поэмах А.А. Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя»………………………………41
Заключение……………………………………………………………………...66
Список использованной литературы………………………………………..74

Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Специфика лирической героини в поэзии Анны Ахматовой: солидарность и двойничество // Wiener Slavischer Jahrbuch. Wien, 1995. Band 41. 208 с.
2. Артог Ф. Время и история: «Как писать историю Франции?» // «Анналы» на рубеже веков: Антология. / Сост. А. Я. Гуревич, С. И. Лучицкая. Пер. с фр. М.: XXI век: Согласие, 2002. С. 147-168.
3. Ассман Я., Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Пер. с нем. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
4. Ахматова А.А. Избранное. М.: Олма-пресс, 2006. 376 с.
5. Банников Н.В. Три века русской поэзии. М.: Просвещение, 1986. 750 с6. Бельская Л.Л. «Диалог трёх поэтов... об ахматовской шали». Русская речь. Израиль: 1997. С. 27-33.
7. Бердяев Н.А., Судьба России. М.; Издательство МГУ, 1990. 240 с.
8. Вербловская И. С. Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. СПб.: Журнал «Нева», 2003. 308 с.
9. Волков А.В. Погружение во тьму. М.; Издательство Эксмо, 2007. 149 с.
10. Глен Н. Н.: Вокруг старых записей. Воспоминания об Анне Ахматовой. М.: 1991. С. 627-639.
11. Гончарова Н.Г. Анна Ахматова: еще одна попытка комментария / Н.Г. Гончарова // Вопросы литературы. М.: 1999. C. 338-344.
12. Давыдов В. В. Физиология с основами анатомии: курс лекций Ч. 2. / В. В. Давыдов, О. В. Самойлова. СПб.; СПХФА, 2013. 182 с.
13. Евтушенко Е. Кратко об А. Ахматовой. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко - М.: Полифакт, 1995. 272 с.
14. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Вступительная статья Е. Эткинда. Ленинград: 1973. 229 с.
15. Зайцев Б.К. Дни. М.: Русская книга, 2000. 560 с.
16. Историческая память. Проект партии «Единая Россия». М.: Издательство «Эксмо», 2014. 168 с.
17. История и историческая память: Межвуз. сб. науч. тр./ Науч. ред. А.В. Гладышев, С.А. Мезин. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2016. 352 с.

Одно из основных качеств, которое постоянно отличало человека от животных, - это, определенно, память. Для человека прошлое является главным источником развития собственного сознания и определения своего личного места, как в обществе, так и окружающем мире. Теряя память, человек теряет ориентацию среди окружающей среды, а также разрушаются социальные связи. «Память – это свойство мозга, в основе которого лежат процессы, которые обеспечивают запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание информации» . Это не конкретное знание каких-либо событий. Это жизненный опыт, знание разнообразных событий, которые человек пережил и прочувствовал. Историческая память - понятие коллективное. Она заключается в сохранении общественного, и в понимании исторического опыта.Государство, которое не забывает свое прошлое, является более сильным, чем то, которое не уважает память предков. «Бережное отношение к своей истории является неотделимой чертой сильного государства. Там, где забота о памятниках предаётся забвению, «свято место» занимают то, что прерывает связь поколений и дезориентирует людей в плане культурной и духовной самоидентификации» .Коллективная память поколений может быть как у членов семьи, населения города, так и у всего народа, страны и, конечно, всего человечества. Следует понимать, что коллективная историческая память, как и индивидуальная память, имеет несколько этапов развития.