Психологические особенности понимания и переживания террористической угрозы в подростковой и молодежной среде
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время особенно внимательно изучаются предпосылки и понятие террористической угрозы, связанные с увеличением числа подростков и молодежи, занятых экстремистской деятельностью. В зарубежной практике этой проблеме уделяется больше внимания, в то время как в России она начала изучаться недавно. Отечественные психологи, такие как Ю.В. Быховец [3; 5], В.В. Знаков [10], Т.А. Нестик [27], В.А. Соснин [26], Н.В. Тарабрина [28; 29], С.В. Цыцарев [35] и другие, внесли максимально возможный вклад в исследование этой проблемы.Причем исследователи считают, что значимой отраслью, которую необходимо рассматривать предметно, является психология терроризма. Изучению подлежат не только правовые и этические, но и социально-психологические и личностные аспекты. Следует выделять несколько направлений, таких как психология посттравматических расстройств у людей, переживших насилие со стороны экстремистов, роль общества и средств массовой информации в проблеме терроризма и прочее.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблемы террористической угрозы в психологии
1 Сущность террористической угрозы как феномена экзистенциальной ситуации
2 Влияние средств массовой информации на формирование представлений о террористических угрозах
3 Психологические последствия от террористических угроз
4 Проблемы исследования террористической угрозы в отечественной психологии
Выводы по Главе 1
Глава 2. Психологический анализ террористических установок в юношеской среде
1 Психофизиологические предпосылки и склонности подростков и молодежи к терроризму
2 Отечественная и мировая правоприменительная практика противодействия молодежному экстремизму
3 Проблемы противодействия вовлечению подростков и молодежи в террористическую деятельность
Выводы по Главе 2
Глава 3. Эмпирические исследования особенностей понимания и переживания террористической угрозы в юношеской среде г. Владимира
1 Организация и методы исследования
2 Особенности понимания и переживания террористической угрозы подростков и молодежи в г. Владимире
3 Применение методик, направленных на выявление предпосылок склонности к юношескому экстремизму
Выводы по Главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК
Конституция Российской Федерации. М., 2003.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Дискриминация вне закона: Сборник документов. М., 2003.
Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках от 27 ноября 1978 г. // Дискриминация вне закона: Сборник документов. М., 2003.
Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 13 ноября 1981 г. // Дискриминация вне закона: Сборник документов. М., 2003.
Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках от 27 ноября 1978 г. // Дискриминация вне закона: Сборник документов. М., 2003.
Декларация ЮНЕСКО принципов толерантности от 16 ноября 1995 года // Дискриминация вне закона: Сборник документов. М., 2003.
Декларация социального прогресса и развития // Права и свободы народов в современных источниках международного права (сборник документов). Казань, 1995.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам // Действующее международное право. М., 1997. Т. 2. С. 90-94.
Конвенция о геноциде и наказании за него от 9 декабря 1948 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 12. Ст. 224.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. // Дискриминация вне закона: Сборник документов. М., 2003.
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права и свободы народов в современных источниках международного права (сборник документов). Казань, 1995.
Международный пакт о гражданских и политических правах // Права и свободы народов в современных источниках международного права (сборник документов). Казань, 1995.
Терроризм определяется Министерством обороны многих стран как террор и угроза для достижения политических, религиозных или идеологических целей. Кроме того, экстремизм может быть направлен как на правительство, так и на общество целой страны в точечном, локальном или массовом масштабе [49]. Психология накопила огромное количество фактов, указывающих на существование стрессовых факторов, влияющих на возникновение террористических угроз. Все действия экстремистского характера можно разделить на косвенные и прямые.К первым относятся действия, направленные на конкретные цели или субъекты. Ко вторым – те, которые влияют на психику всех членов общества через понимание ими информации, поступающей из СМИ, телевидения и других источников коммуникации после пережитого теракта. Эмоциональная и личностная устойчивость оценивается в каждом конкретном случае, и ее оценка прямо указывает на уровень понимания и переживания террористической угрозы [5]. Ее психологическая структура состоит из трех компонентов: когнитивного, поведенческого и эмоционального.Когнитивный компонент представляет собой воспринимаемый уровень реальности угрозы, ее вероятность и возможные последствия. Аффективный компонент включает в себя восприятие внешней среды и субъективные оценки важности отдельных компонентов ситуации, что напрямую связано с эмоциональной вовлеченностью. Поведенческий компонент включает в себя особенности поведения, которые субъективно оцениваются индивидами как реакция на террористическую атаку.