Экспериментально-психологическое исследование особенностей творческого мышления у детей с расстройством аутистического спектра

Скачать дипломную работу на тему: Экспериментально-психологическое исследование особенностей творческого мышления у детей с расстройством аутистического спектра. В которой определены необходимые методики, которые будут использоваться при проведении исследования для выявления особенностей творческого мышления у детей с РАС. Изучены особенности творческого мышления у детей с РАС в возрасте 5-6 лет.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.08.2025
Объем файла
274 Кб
Количество страниц
99
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Творческое мышление – это психический процесс и психическая деятельность, сущность которых заключается в специфичности отражения и преобразования окружающего мира посредством формирования образов и понятий перцептивного и логического плана, которые характеризуются основными качествами – быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью, выступающими одновременно критериями исследуемого процесса.Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Творческое мышление в системе понятий современной психологии……….8
Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра……15
Психологические факторы и особенности развития творческого мышления у детей с расстройством аутистического спектра……………………………............................................................................38
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
2.1 Процедура и методы исследования творческого мышления у детей с расстройством аутистического спектра…………………………………………..44
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей творческого мышления у детей с расстройством аутистического спектра……53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…………………..61
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….....66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..72

Абовский Н. П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М., 1998. – 292 с.
Бардышевская М.К. Аутизм в современном социальном контексте // Аргументы и факты. 2013. –С.34-32.
Агабабян А. Р., Арутюнян Н. Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. – С. 598–599.
Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. –56 с.
Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум. – М., 2002. –879 с.
Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества: Проблемы научного творчества в современной психологии. – М., 1971. – С.151-203.
Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития: Психологический анализ учебной деятельности. – М., 1991. – С. 7-17.
Аллахвердов В. М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001. –С.23.
Анисимова А. Ю. Особенности соотношения интеллектуальных и творческих способностей // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 431–432.
Бабаева Ю. Д. Динамический подход к идентификации одаренности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т.1. –С. 12-13.
Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина Т. М. Психология детской одаренности. М., 2000. –456 с.
Банзелюк Е. И. Диагностические показатели креативности и их динамика: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 80–81.
Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6–9 лет // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 55–60.
Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002. –256 с.

Многие авторы рассматривают творчество как деятельность, которая содержит неопределенность и отражает способность к продуктивности и новизне идей. Так, например, Тихомиров О.К. высказывает положение о том, что творчество - это «изучение функционального развития, новообразований, возникающих в ходе решения задачи», и указывает, что сами творческие способности под влиянием гипноза могут изменяться: «при внушении образа талантливого человека, происходит улучшение внимания, памяти и изобразительной деятельности, и наоборот, внушенный образ малограмотного человека резко уменьшает активность памяти и внимания» [7].При исследовании проблемы творческих способностей, следует учитывать три основных подхода. Согласно первому подходу, интеллект нужно расценивать как важное, но недостаточное условие для творчества, и первостепенную роль, при этом следует отдать мотивации, ценностям, а также таким личностным чертам, как когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях (А.Танне- нбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.). Причем придерживаясь этой точки зрения, Д.Б.Богоявленская, акцентирует внимание на существовании «креативно активного типа личности», которым обладают все новаторы и рационализаторы независимо от рода деятельности. Второй подход предполагает рассматривать творческую способность как самостоятельный компонент или фактор, имеющий малую корреляцию с интеллектом личности. Наиболее интересной в этом контексте является «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса, согласно которой, если IQ ниже 115- 120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (Torrance 1965) [8].