Русская действительность в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»
Введение
Актуальность исследования. Проблема человека – универсальный вопрос, который, кажется, никогда себя не исчерпает, сколько бы над ним ни философствовать. Русский писатель, мыслитель Федор Михайлович Достоевский, посвятил свою жизнь исследованию этой проблемы. Писатель своим творчеством обогатил не только наследие мировой литературы, но и внес весомый вклад в становление русской философии.Что касается состояния научной разработки темы, то хотя первыми на философский характер творчества писателя обратили внимание русские исследователи (Вячеслав Иванов, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и др.), интерес к его личности на сегодняшний день существенно вырос. Достоевский как философ и как «объект» исследования, до сих пор не раскрыт философским сообществом, хотя «монументальных» трудов написано в изобилии.
Содержание
Введение .............................................................................................4
Глава 1. Идейные основы романа Ф. Достоевского «Подросток» ...................7
1.1. Место романа «Подросток» в творчестве Ф. Достоевского ...................7
1.2. Авторское отношение к изображаемой действительности в романе Ф.
Достоевского «Подросток» ......................................................................20
Глава 2. Русская действительность в романе «Подросток» Ф. Достоевского ……………………………………………………………………25
2.1. Нравственные мотивы в романе «Подросток» .........................................25
2.2. Характеристика образов романа ..........................................35
Заключение ....................................................................................53
Список использованной литературы .........................................................55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лагунов А. И. Талант творческий и человеческий // Рита Никитична Поддубная – профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина: Библиогр. указ. / Сост. Ю. Ю. Полякова, С. Б. Глибицкая. Научн. ред. И. И. Московкина. Вступ. ст. А.И. Лагунов. – 2-е изд., доп. – Харьков: ХНУ им.
В. Н. Каразина, 2010. – С. 3–4. 2. Куплевацкая Л. А. Символика «предисловных рассказов» в романе Ф. М.
Достоевского «Братья Карамазовы» / Л. А. Куплевацкая // Русская филология.
Украинский вестник. – 1997. – № 3–4. – С. 41–45.
3. Мащенко А.П. Евангельская история в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" / А.П. Мащенко // Науч. записки Харьк. гос. пед. ун-та им. Г.С. Сковороды. Серия: Литературоведение. – 1988. – Вып. 6(17). – С. 26–35. 4. Тюнькин К. Ф. М. Достоевский // Развитие реализма в русской литературе. В 3 т. М.: Наука, 1973. Т. 2. Кн.2. Расцвет критического реализма, 40–70-е годы. С. 144–215.
5. Корниенко О. А. Технология воплощения авторского самосознания в произведениях Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», "Идиот"). Автореф. дис. … канд. филол. наук. / О. А. Корниенко. – Киев, 1996. – 21 с. 6. Остапенко Л. М. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского в его художественном мире: поиски пророческого слова. Автореф. дис. … канд. филол. наук/Л.М. Остапенко. – Киев, 1999. – 20 с.
Куплевацкая Л. О. Символы и символика в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Автореф. дис. … канд. филол. наук. / Л.О. Покупать. – Харьков, 2000. – 19 с.
Поддубная Р. Н. Сказочно-мифологическая образность в структуре «Бесов» и проблема художественного историзма (к характеристике болдинского реализма Пушкина) / Р.Н. Поддубная // Проблемы творческого метода и художественной структуры произведений русской и зарубежной литературы: Междунар. сб. научн. тр. / ВГПИ. – Владимир, 1990. – С. 28–37. 9. Авсеенко В. Г. Общественная психология в романе «Бесы» / В. Г. Авсеенко // Критика 70-х гг. XIX века / сост. С. Ф.
Как пишет Николай Бердяев, Федор Михайлович Достоевский был великим мыслителем, великим художником и духовидцем. Он жил литературой и духовно и материально. Особый интерес к человеку и его судьбе сделал из Достоевского, в определённом роде, антрополога.В свои 17 лет он написал своему брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее нужно разгадать, и если будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что упустил время; я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком» [1, 3].После этих слов можно точно охарактеризовать дальнейшую деятельность автора: во всех его работах, черновиках, а также письмах и раздумьях видны попытки разгадать эту тайну.Французский писатель Андре Жид характеризует Ф. Достоевского следующим образом: «психолог, социолог, моралист и писатель, раскрывающий собственные идеи через своих героев, последовательно переходя из романа в роман». Однако возвести всю «иррациональную диалектику идей» писателя к какой-то целостной системе до этого времени не сложилось, несмотря на многочисленные попытки (что, однако, не свидетельствует об отсутствии принципиальных устоев его философского мировоззрения).И это понятно, потому что Достоевский никогда не считал себя философом, потому и не стремился излагать свои мысли академически. Тем не менее, Игорь Евлампиев пришел к выводу, что вся русская философия конца 19 — начала 20 века «своего рода коллективная «интерпретация» тех идей, которые заложены в творчестве Достоевского» [2,6]. Бесспорно, то что, во многом значимость писателя проявляется в силе его влияния на русских мыслителей, для которых он был «источником творческих импульсов». Русский писатель Георгий Флоровский, считал, что Достоевский был одновременно и философом, и «философской проблемой».