Развитие творческого потенциала у младших школьников в процессе физического воспитания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы сложилась ситуация с ухудшением здоровья молодёжи. В связи с этим наша страна взяла курс на модернизацию системы образования, основой которого является системно-деятельностный подход и развитие учащегося как личности. По мнению многих специалистов в современной системе образования происходит активное внедрение новых педагогических технологий и методик. Образовательный процесс переориентирован на воспитание творческой личности, подготовленной к эффективной жизнедеятельности в условиях современного мира. Помимо этого, у учащегося побуждается интерес к процессу обучения, развивается навык самообразования. Учёные-теоретики и педагоги-практики ведут поиск новых средств и методов, способствующих самореализации личности, развитию творческого потенциала и гармонично воспитывающихся в учебно-воспитательную систему [1, 6, 11].
Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, новым, необычным и оригинальным способом. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвестным, раскрываются собственные творческие способности. Способность личности к саморазвитию создаёт возможность относиться к себе самокритично [20].
Многие учёные, такие как Д.А. Белухин, В.М. Григорьев, Г.К. Иванова и т.д. пишут о не
Оглавление
Ведение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого потенциала у младших школьников в процессе физического воспитания………..………6
1.1 Понятие творческого потенциала и его компоненты у младших школьников……………………………………………………………….6
1.2 Роль развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в физическом воспитании…………………………………….19
1.3 Методы и подходы к развитию творческих способностей в физической культуре……………………………………………………22
Заключение по 1 главе………………………………………………………..30
Глава 2 Методы и организация исследования……………………………...32
2.1 Методы исследования……………………………………………………32
2.3 Организация исследования………………………………………………37
Глава 3 Экспериментальное обоснование эффективности разработанного комплекса по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста…………..39
3.1 Первичная оценка уровня развития творческих способностей……….39
3.2 Комплекс по развитию творческих способностей у младших школьников…………...46
3.3 Анализ результатов проведённого эксперимента…………………..….51
Заключение по 3 главе………………..……………………………………...59
Выводы……………………………………………………….……………….60
Список литературы…………………………………………………...………62
Приложение……………………………………………………….…………..66
Список литературы
1. Абульханова, К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 2016. -335с.
2. Алексеев, Н.Г. Проблема творческой активности и изучение структуры деятельности по усвоению знания. В кн.: О психологических особенностях творческой активности учащихся. – М., 2015. – 208с.
3. Аллянов Ю.Н., Письменский И.А. Физическая культура. М.: Юрайт,2024. 451 с.
4. Ангелова О.Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. М.: Лань, 2023. 102с.
5. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. - Казань, 2006. - 499 с.
6. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.-2002. -№3. – С. 2-4
7. Бальсевич В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, А.К. Запорожанов. – Киев, 2015. -226с.
8. Бальсевич, В.К., Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – М.:ГЦОЛИФК, 2013. - №5. – С.2.
9. Банзелюк, Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет. //Вопросы психологии. – 2008. – №3. – С. 55–60.
10. Безрукова , В.С. Образовательные технологии: ориентиры для выбора / В.С. Безрукова // Директор школы. – 2018. - №8. – С. 34-38.
11. Бишаева, А.А., Малков А.А, Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, - 2020. 3-12с
12. Виленский, М.Я. Горшков А.Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус6 2020. 216с.
13. Выготский Л.С. Воображе
Создание игровых ситуаций, в которых дети сталкиваются с определенными задачами и могут находить оригинальные решения, также играет важную роль в развитии их творческих способностей. Это может быть, например, эстафета, где командам предлагается не только выполнять физические упражнения, но и придумать, как быстрее преодолеть препятствия, используя доступные средства. Важно поощрять любую инициативу, что даст детям возможность почувствовать, что их идеи и мысли ценятся.
Определенные элементы игр могут развивать у детей такие качества, как настойчивость, умение работать в команде и решать конфликты. Наличие командной работы в спортивных играх помогает детям осознать важность сотрудничества и совместного достижения целей. Это умение оказывать поддержку партнерам как в игре, так и в жизни важно для формирования социальной компетентности ребенка.
Таким образом, игровые формы физической активности могут служить мощным инструментом в развитии творческих способностей