Изучение эмоциональной сферы обучающихся музыкального колледжа в период подготовки к концертному выступлению
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема психологической подготовки к концертному выступлению является одной из важнейших в музыкально-исполнительском искусстве. Нет исполнителя, не пострадавшего от отрицательного воздействия сценического волнения. Период подготовки к концертному выступлению является одним из важнейших этапов формирования музыканта-исполнителя, а качество выступления которого зависит не только от технических навыков, но и от психологический подготовленности [34].
В настоящее время, начиная еще с занятий в музыкальной школе, будущих профессионалов-музыкантов практически никто не обучает работе с собственными эмоциями и эмоциональными состояниями. Психологическое образование в системе профессиональной подготовки музыкантов должно давать будущим специалистам знания психологии в области музыкального искусства и педагогики, а также психологическую помощь, направленную на получение качественных навыков саморефлексии и саморегуляции.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ 7
1.1. Эмоциональная сфера как источник переживаний в музыкальном развитии и образовании личности 7
1.2. Особенности эмоциональной сферы учащихся музыкального колледжа в период подготовки к концертному выступлению 16
1.3. Тревожность как проявление эмоциональной сферы учащихся музыкального колледжа 25
ГЛАВА II: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ 32
2.1. Организация и проведение исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Рекомендации по психолого-педагогической подготовке учащихся музыкального колледжа в период подготовки к концертному выступлению 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин Э. Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – M., 2016.
Абдуллин Э. Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М., 2014.
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 78-86.
Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 2009. - 288 с
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – СпБ.: Музыка, 2014.
Бочкарев М. Ш. Психологические аспекты публичных выступлений музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. – М., 2015.
Бузони, Ф. О пианистическом мастерстве. – М.: Изд. Классика, 2011. – 143 с.
Выготский Л. С. Психология искусства / Л. Выготский. - М. : РИ-ПОЛ классик, 2017. – 528 с.
Вышкина, А. Р. Проблемы современного музыкального образования: Теория. Методика. Опыт : учебное пособие / А. Р. Вышкина ; Федеральное агентство по образованию, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2008. - 212 с.
Гаврилова Е. Н. Психологический аспект подготовки музыканта к концертному выступлению / Омский государственный университет им. Ф.м. Достоевского, г. Омск // Журнал ?Проблемы и перспективы развития образования в России?, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-aspekt-podgotovki-muzykanta-k-kontsertnomu-vystupleniyu
Гаврилова Е. Н., Хомченко Е. С. Комплексная подготовка начинающих музыкантов к публичному выступлению // XLI Региональная студенческая научно-практическая конференция "молодёжь третьего тысячелетия", Омск, 10-28 апреля 2017 г.
Гайдай С. Н. Самостоятельная работа как фактор становления творческой активности студента-музыканта [Текст] : [монография] / С. Н. Гайдай ; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2018. - 160 с.
Готсдинер А. Л. Музыкальна
Все эти факторы вносят свой вклад в копилку стресса и переживаний студента перед концертным выступлением.
Необычность, с которой сталкивается студент, выражается в том, что он не всегда на сто процентов может быть уверен, насколько правильно сможет преподнести концепцию произведения, будет ли он понят. Подача образа и нужных эмоций может сорваться из-за внутренних и сторонних факторов. К необычности ситуации можно отнести и то, что при сольном выступлении исполнитель остается на сцене один в противовес многолюдной публике, с которой нужно контактировать.
Внезапность ситуации представлена рядом непредвиденных обстоятельств, связанных как с самим исполнителем, так и с публикой. Даже если студент считает себя максимально готовым к выступлению, его состояние в моменте, за неимением достаточного опыта, может помешать сделать все так, как делалось при подготовке.