Поэтика песенной лирики Владимира Высоцкого
ВВЕДЕНИЕ.
Поэтический постулат, заложенный в этой известной строчке В. Высоцкого, абсолютно точен, аскетически ограничен и лирически достоверен: поэт лишь тот, кто идет нехоженой дорогой, по своей тропе. Сама жизнь В. Высоцкого, необычность его личности, голоса, стихов - все соединено в этой строке, знаменуя собой существование в нашей духовной культуре еще одного Поэта. Однако как у всякой правдивой поэтической мысли, и у этой - “среди нехоженых дорог - одна моя” - есть своя социально-литературная предыстория. Потому что прежде, чем выйти на непройденные маршруты, надо набраться сил там, где прошагали тоже когда-то для них нехожеными тропами и тоже своими – другие.
Приход В. Высоцкого в советскую поэзию при всей своей неожиданности был в значительной степени закономерен. Конец 50-х - начало 60-х гг. - время, которое и сегодня общественным сознанием оценивается как “время надежд”. Это было начало поэтического творчества дерзкой и талантливой плеяды “громких лириков” - Е. Евтушенк
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЭЗИИ В.С. ВЫСОЦКОГО 7
1.1 Полифонизм, многогеройство в творчестве В.С. Высоцкого 7
1.2 Семантическая структура образов лирического субъекта 12
ГЛАВА 2 ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.С. ВЫСОЦКОГО 16
2.1. Поэтика создания образа солдата на войне в творчестве В.С. Высоцкого. 16
2.2 Человек и стихийные силы природы в творчестве В.С.Высоцкого 21
Заключение 31
Литература 35
Список использованной литературы
1. Ахманова О.С., Гюббенет И.В. Вертикальный контекст как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 4.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.
3. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. М., 1994.
4. Бондаренко В. Время красного быка: Ещё одна загадка 1937 года. М.: Палея, 2000;
5. В.С. Высоцкий: исследования и материалы.- Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1990
6. Высоцкий В.С. Я не люблю / Сост. В. Коркин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. Высоцкий В.С. Кони привередливые / Сост. В. Коркин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
7. Высоцкий В.С. “Золотые мои россыпи...”: Строки, ставшие крылатыми / Сост. Т. и С. Зайцевы; Крат. предисл. Вл. Новикова. М., 2000.
8. Высоцкий В.С. Я, конечно, вернусь / Л. Аннинский “Вечная разгадка?” М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
9. Высоцкий В.С. Я жив! / Сост. А. Корин. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Высоцкий В.С. Где же наша звезда?: Песни. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
11. Высоцкий В.С. [Проза] / Предисл. А. В. Кулагина. М.: Вагриус, 2000
12. Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы // Студенческий меридиан. 1988. № 1. С. 51.
13. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. — М., 1984
14. Григорьев В.П. Поэт
Первый случай ближе к классической параболе. Во втором, хотя перед нами и метафора ("тот, который во мне сидит", символизирует жертвенное, героическое начало в человеке), война и человек на войне являются самоценными темами и органически вливаются в обобщенную тему жертвенности. Возникает как бы дуэт двух планов - прямого и переносного, чего, конечно, ни в каких баснях не бывает. [10] Есть и переходные случаи. Например, в стихотворении о канатоходце нет такой общественно значимой темы, как война, и все же сама тема канатоходца, человека, рискующего жизнью ради искусства, делает прямой план стихотворения драматичным, а отнюдь не басенно- условным. Вместе с тем все стихотворение - развернутая метафора, и отдельные детали прямого смысла ("влево, вправо наклон - и его не спасти...") соотносятся с отдельными деталями переносного смысла. То же в "Истребителе