Реализация комплекса ГТО как средство развития физических качеств школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день современный комплекс ГТО может стать новой основой системы физического воспитания школьников. В условиях динамичного развития общества особенно актуальным является то, как будет выстроен воспитательный процесс у детей школьного возраста. Большую роль в этом играет физическое развитие детей, основы которого закладываются на уроках физической культуры в школе. Разработанные комплексы физических упражнений, направленные на повышение уровня физического развития учащихся, должны стать основой для подготовки школьников к сдаче норм комплекса ГТО.Развитие физкультуры и спорта в современном обществе является важным социальным фактором. Вовлеченность всех категорий населения, а особенно детей в массовые занятия физической культурой и спортом – это несомненное доказательство жизнеспособности и духовной силы государства.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
1.1. Комплекс «Готов к труду и обороне»: история и современное состояние………………………………………………………………………
1.2. Психолого-физиологические особенности школьников IV ступени… 8
1.3. Формы, методы и средства подготовки школьников IV ступени к выполнению норм и требований комплекса ГТО………………………….
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования…………………………………………………….. 3
2.2. Методы исследования……………………………………………………. 3
2.3. Организация исследования……………………………………………
2.4. Подготовленность школьников к выполнению норм и требований комплекса ГТО, мотивация и отношение к «физической культуре» по данным констатирующего эксперимента………………………….. 16
2.5. Обоснование методики подготовки школьников IV ступени в процессе реализации учебно-тренировочного процесса физической культуры………………………………………………………………………..
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
2. Бальсевич, B.K. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. М.: Физическая культура и спорт, 1988. – 208 с.
3. Баранков, О.Н. Пути и методы резкого повышения уровня общефизической подготовки детей в школе, располагающей обычной спортивной базой / О.Н. Баранков. Теория и практика физической культуры. 1991. – 150 c.
4. Баранцев, С.А. Возрастные изменения скоростного бега детей младшего и среднего школьного возраста / С.А. Баранцев, В.В. Зайцева / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – 180 с.
5. Белкин, A.C. Возрастная педагогика / A.C. Белкин. – Екатеринбург: УГПУ, 1999. – 245 с.
6. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1990. – 358 с.
7. Брайент Дж.Кретти. Психология в современном спорте /Дж.К. Брайент. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
8. Бурханов, А.И. Влияние спорта на организм школьников / А.И. Бурханов / Теория и практика физической культуры. 1995. – 170 с.
9. Бухреева, Д.П. Возрастные особенности выносливости мальчиков школьного возраста при выполнении нагрузок разной мощности / Д.П. Бухреева. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 210 с.
10. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С. Вайнбаум. М.: Просвещение, 1991. – 165 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика–Пресс, 1996. – 536 с.
12. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста / А.Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. – М.: Просвещение, 1986. – 233 с.
13. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А.
История комплекса ГТО началась, когда после победы Великого октября. В Советской России наблюдался расцвет услуг физической культуры спорта. Развитие всех сфер жизни, в том числе физической культуры и спорта, в СССР определялось централизованно – на уровне государства.Так в 1931 году создается всесоюзный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Этот комплекс стал основой предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта в России, усилив тягу молодёжи к спорту.ГТО – это программа физкультурной подготовки населения в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, основанная на государственной системе патриотического воспитания населения и действовавшая в СССР с 1931 по 1991 год [14, с 15].Повышение внимания к социальным вопросам, в том числе пропаганда здорового образа жизни среди населения, началась в 1920-е гг. Первые лица государства в своих выступлениях и интервью неоднократно поднимали вопросы о пользе спорта. Так, В. И. Ленин говорил: «Молодёжи особенно нужны: жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода – разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование и все это по возможности совместно…». К занятиям спортом так же призывал и известный партийный деятель, председатель ВЦИК М. И. Калинин: «Массовое развитие в народе физкультуры и спорта исключительно полезно, ибо оно дисциплинирует людей, укрепляет их здоровье, стимулирует жизнедеятельность и инициативу, приучает к совместным действиям…» [14, с 33].Введённый в 1931 г. комплекс ГТО состоял из 15 нормативов по различным видам физических упражнений, включавших бег, прыжки, метание, плавание, лыжи и др. Для того чтобы получить значок, также было необходимо знать основы военного дела и советской системы физического воспитания в СССР [15].