Взаимосвязь психологического благополучия и гендерной идентичности личности в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Юношеский возраст – период, связанный со становлением личности. На данном возрастном этапе формируются основы самосознания, мировоззрения, а также моральные идеалы. В период юности происходит интенсивный поиск своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определения на этой основе смысла своего собственного существования, в том числе и в гендерном аспекте.Исследование гендерной идентичности приобретает большую значимость в связи с интенсивным изменением современной социальной ситуации: изменение гендерных стереотипов и полоролевых взаимоотношений в обществе, пересмотр роли женщин в различных видах профессиональной деятельности, обострением проблем брака, разводов.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Понятие психологического благополучия личности
1.2 Теоретические подходы и современные направления исследований феномена гендерной идентичности
1.3 Формирование гендерной идентичности
1.4 Психологические особенности юношеского возраста
Выводы по главе 1:
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методология, методы и организация исследования
2.2 Особенности психологического благополучия у лиц юношеского возраста
2.3 Особенности гендерной идентичности у лиц юношеского возраста
2.4 Взаимосвязь психологического благополучия и гендерной идентичности у лиц юношеского возраста
2.5 Различия в уровне психологического благополучия у лиц юношеского возраста с разными типами гендерной идентичности
2.6 Различия в уровне психологического благополучия у лиц юношеского возраста с традиционным и нетрадиционным типом гендерной идентичности
Выводы по главе 2:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Проблема благополучия человека берет свое начало еще в работах античных философов. В своих трудах Платон, введший данный термин в философский анализ, отмечает, что благо – не просто радость и удовольствие, но ориентир деятельности ума. К благам причисляется все относящееся к мере, умеренности и своевременности, соответствующее прекрасному, совершенному, уму и разумению [1].Развивая учение о благе, Аристотель разделял их на три группы: психические, внешние и телесные. При этом отмечая, что «психические блага наиболее важные, и их по преимуществу мы называем благами» [2, 153].Работы античных мыслителей легли в основу понимания благополучия в последующей философской и психологической традиции. Изучение благополучия человека также входит в рамки социологического, экономического и экологического направлений [3].Несмотря на долгую философскую предысторию, в психологическую науку понятие о психологическом благополучии вошло относительно недавно. Изучение данного состояние велось в пределах позитивной психологии. Это направление фокусируется не на патологиях и проблемах, а, напротив, на ресурсы и потенциал личности [4].Во второй половине XX в. усилилась заинтересованность темой психологического здоровья, вследствие это стало толчком для возникновения исследований данного типа здоровья, а также конкретно психологического благополучия [7]. Британский психолог И. Бонивелл выделила ряд причин, исходя из которых возрос интерес к исследованию психологического благополучия: «страны достигли того уровня благосостояния, при котором не выживание и экономические показатели, а качество жизни людей становится главной задачей; нарастающая тенденция к индивидуализму делает личное счастье более важным; наработан ряд достоверных и надежных методов измерения благополучия, благодаря которым эта область смогла превратиться в серьезную и признанную научную дисциплину» [5, с.47].