Формирование выразительного чтения четвероклассников с лёгкой степенью умственной отсталости
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с ухудшениями данных об овладении навыками чтения младшими школьниками, в том числе умственно отсталыми. При этом выразительное чтение – одно из необходимых условий овладения основными речевыми и письменными навыками, оно является одним из важных факторов саморазвития ребёнка, факторов формирования личности, способной к адаптации в обществе, к коммуникации и социализации.В последние годы в стране наметилась тревожная тенденция: увеличилось количество учащихся, которые не могут в полной мере овладеть навыками чтения в начальных классах школы. Это особенно заметно в специальных школах, так как процесс формирования навыков чтения у умственно отсталых школьников протекает медленнее и имеет свои отличительные черты. Проблема формирования правильного, беглого и выразительного чтения у учащихся начальных классов является одной из наиболее актуальных проблем курса чтения в начальной школе.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1 Теоретические основы формирования выразительного чтения младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости…………………….……7
1.1 Особенности психического развития умственно отсталых детей……………7
1.2 Современные подходы к процессу формирования полноценного навыка чтения умственно отсталых школьников…………………………………………13
1.3 Система формирования выразительного чтения. Особенности формирования выразительного чтения умственно отсталых школьников…………………………………………………………………………21
1.4 Использование диагностических упражнений в коррекционной работе по формированию выразительности чтения младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости…………………………………………………25
Выводы по главе 1………………………………………………………………….29
Глава 2 Характеристика программы констатирующего эксперимента, направленного на формирование выразительного чтения умственно отсталых четвероклассников…….
2.1 Цели, задачи и содержание методики констатирующего эксперимента…….
2.2 Диагностическое обследование уровня сформированности выразительности чтения учеников экспериментального класса……….
2.3 Результаты обследования умственно отсталых учащихся ….
Выводы по главе 2…….
Глава 3 Характеристика программы формирующего эксперимента, направленного на формирование выразительности чтения четвероклассников с лёгкой степенью умственной отсталости….
3.1 Цели и описание программы экспериментальной работы……………..
3.2 Описание хода экспериментальной работы….
3.3 Анализ результатов по окончанию коррекционной работы…………
Выводы по главе 3……
Заключение…….
Список литературы……
Список литературы
Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [текст]: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
Александровская М. А. Из опыта логопедической работы [текст] / М. А. Александровская. - М., Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 215 с.
Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному, языку дошкольников, [текст]: Учеб. пособие для студ., высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. / Алексеева М. М., Б. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Астафьева О. В., Денисова А. В. Детская литература. Выразительное чтение [текст] / О. В. Астафьева, А. В. Денисова, - М.: Академия, 2007. - 272 с.
Бельтюков, В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [текст] / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. - 2016.- №1. - С. 141-145.
Большой психологический словарь [текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - М.: 2003. - 672 с.
Большой толковый психологический словарь [текст] / Ребер Артур(Penuin). Том1- 2 (П-Я): Пер. англ.- М.: Вече, АСТ, 2000. – 560 с.
Большой толковый словарь русского языка [текст] / под. ред. С. А. Кузнецова / - 1-е изд-е: СПб.: Норинт 2008. – 1536с.
Введенская Л. А. Червинский, П. П. Теория и практика русской речи[текст]: новые темы в программах для школы и вуза / Л. А.Введенская, П. П. Червинский — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. 480 с Викторова О. В. Речевое мастерство учителя и работа со словом [текст]/ О. В. Викторова. - Московский институт открытого образования Москва МИОО 2009. - 96 с.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [текст]: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 2014.— 416 с.
Исследователи А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкина, Н.А. Менчинская, Р.Е. Левина и др. установили, что у детей с нормальным интеллектом в дошкольном возрасте формируются фонематические, морфологические и синтаксические обобщения. Например, школьники в 1-м классе замечают переход фонемы «о» в слабой позиции в «а», но не понимают всех закономерностей этого перехода и пишут, например, ошибочно «трова». По мере развития детей и расширения сферы их речевой деятельности эти наблюдения становятся более точными и правильными [35, с.132].Подрастающий ребенок запоминает не только слова, но и отдельные части этих слов. Дети используют правила словообразования с двухлетнего возраста, часто создавая свои новые слова по уже существующим моделям словообразования (которые, конечно, воспринимаются на интуитивном уровне и в результате наблюдений). Детское словотворчество является предметом многих научных исследований. Активные речевые упражнения подводят ребенка к синтаксическим применениям, затем к правильному употреблению грамматических форм.Речевое развитие умственно отсталых детей имеет разные особенности. По нажатию учат отдельные слова - названия бытовых предметов, повторы и построение простых предложений. При этом ярко выраженной стороны дела они не знают.