Взаимосвязь самоотчуждения и образа Я личности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В процессе развития современного общества возникают и распространяются новые явления, как в экономике, социальной организации, так и в психологии людей. Традиционалистское общество, определявшее образ жизни и представления людей, на основе авторитета религии и предыдущий поколения, уже не существует. В постсоветском обществе, так до конца и не отбредшем свою новую идентичность, особенно заметен ценностный вакуум. Всё это не может не сказаться на отдельных представителях социума, ведь человеку предлагается личная ответственность в вопросах каким ему быть и кем он должен стать, что порождает в нём экзистенциальные конфликты, неизбежные при самостоятельном и ответственном выборе.
С другой стороны, капиталистическое общество способствует практическому превращению личности в функцию, как потребителя товара, или же в сам товар, выступая на рынке в роли продавца своей способности к труду, чтобы иметь опять же необходимые средства для покупки необходим
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТЧУЖДЕНИЯ И ОБРАЗА Я ЛИЧНОСТИ….…….6
1.1. Понятие, признаки и феноменология самоотчуждения ......................6
1.2. Образ «Я» как психологический феномен и его структура...............33
1.3 Проблема взаимосвязи самоотчуждения и образа Я личности……37
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТЧУЖДЕНИЯ И ОБРАЗА Я ЛИЧНОСТИ.………………………..44
2.1. Организация эмпирического исследования………………………..44
2.2. Описание и анализ полученных результатов………………………46
ВЫВОДЫ…………………………………………………….......………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М. Аллахвердов - СПб.: Речь, 2003. - 368 с.
2. Ахметзянова Р.Р., Лебедев А.Б. Отчуждение в пространстве знака как отчуждение в пространстве власти // Ученые записки Казанского Государственного Университета. Т. 149, кн.5. 2007. - С. 91 - 102.
3. Бауман 3. Текучая современность (пер. с англ) / З.Бауман. - СПб.: Питер, 2008 - 240 с.
4. Бернс, Р. Развитие "Я"-концепции и воспитание (пер.с англ) / Р. Берне. М.: Педагогика, 1986. - 422 с.
5. Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Дисс... канд. психол.наук/ С.Л.Братченко. - Ленинград, 1987.
6. Булюбаш И.Д. Я тебя слышу. Феномены языка и речи в практике гештальт-терапевта /И.Д.Булюбаш - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. - 272 с.
7. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бюдженталь. - СПб.: Питер, 2001.-304 с.
8. Вачков И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И.В.Вачков, С.Д.Дерябо. - Речь, 2004. - 272 с.
9. Гегель Г.Ф. Феноменология духа /Г.Ф.Гегель. - СПб.: Наука, 1992.-443 с.
10. Грановская Р. М. Психологическая защита /Р.М.Грановская - СПб.: Речь, 2007. - 476 с.
11. Гроф С. Неистовый поиск себя / С.Гроф. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-347 с.
12. Джемс У. Психология /У.Джемс. - М., Педагогика, 1991. - 367 с.
13. Журавлев И. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования / И.Журавлев, А.Тхостов// Психологический журнал, 2002, т.23, №5, С.42-48.
14. Завадский М. Реактуализация проблемы отчуждения Сартром: феномен инертной практики / М.Завадский // Топос, 2009, №1. - С.53-59.
15. Зиновьева Д.М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности / Д.М.Зиновьева // Проблемы социальной психологии личности, 2005, выпуск 1.
16. Карпунькина Т. Социально-психологические аспекты проблемы отчуждения в подростковом возрасте / Т.Карпунькина //Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2008, вып. 1., С. 126-142.
17. Кон И.С. В поисках себя /И.С.Кон.-М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
18. Краткий психологический словарь / ред-сост. JI.A. Карпенко; под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -512 с.
19. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить / Дж.Кэмпбелл. - Киев: София; М.: ИД «Гелиос», 2002. - 256 с.
20. Лебедева Н. Путешествие в Гештальт: теория и практика /Н.Лебедева, Е.Иванова. - СПб.: Речь, 2010. - 550 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев - . М.: Смысл, 2004. - 352 с.
22. Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение /Д.А.Леонтьев, Е.Н.Осин // Культурно-историческая психология", 2007, №4, с. 68-79.
23. Леонтьев Д.А. Очерк пси
Л.Б.Шнейдер предлагает концепцию связи отчуждения с идентификацией, а состояний отчужденности - с идентичностью (48). Она понимает идентичность как «самореферентность, то есть ощущение и сознавание уникальности «Я» в его экзистенции и неповторимости личностных качеств, при наличии своей принадлежности социальной реальности» (48, с.37). Личностная идентификация представляет собой процесс осознания своей индивидуальности, а отчуждение, наоборот, является процессом обратным ей. В то же время равновесие между этими двумя процессами имеет важное значение для установления и поддержания идентичности "Я". «Определяясь в мире и в своем эмпирическом бытии, человек использует идентификацию-отчуждение для целей категоризации и самокатегоризации. Сохранение баланса между идентификацией и отчуждением в конкретных исторических условиях формирования индивида обеспечивает наиболе