Роль интеллекта в профессиональной деятельности психолога
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: «Роль интеллекта в профессиональной деятельности психолога», состоит в том, что нормальное функционирование высших мозговых функций – это основа интеллектуальной деятельности любого специалиста и прежде всего психолога, который имеет прямое отношение к работе с людьми. Именно от, верно, выбранного индивидуального подхода в общении и профессиональной деятельности психолога зависит жизнь и судьба обратившегося к нему человека.
Человек, который избрал специальность «психолога», должен обладать следующими качествами: любовью к людям; хорошим здоровьем; умением слушать и выслушивать; в совершенстве владеть всеми сторонами общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной); способностью быстро понимать помыслы, намерения и настроение других людей; обладать речевой культурой; иметь широкий кругозор и прекрасную память, высокий уровень способности к сопереживанию и саморегуляции; быть внимательным и наблюдательным; уметь мысленно моделировать и п
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА 7
1.1. Концептуальные подходы к исследованию интеллекта в психологии 7
1.2. Влияние различных видов интеллекта на эффективность профессиональной деятельности психолога 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: 34
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА 36
2.1. Организация и проведение исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования роли интеллекта в профессиональной деятельности психолога 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2: 54
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПСИХОЛОГА 56
3.1. Программа развития эмоционального интеллекта психолога 56
3.2. Анализ результатов развития эмоционального интеллекта психолога 63
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3: 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агиров, А.Х. Инстинкт и интеллект [Текст] / А.Х. Агиров // Георесурсы. Философия и общество. – 2012. – №2. – С.128-142.
2. Александрова, Н.П. К вопросу о сущности понятия «Эмоциональный интеллект» [Текст] / Н.П. Александрова // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С.71-75.
3. Амасьянц, Р.А., Амасьянц, Э.А. Интеллектуальные нарушения. [Текст] / Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 448 с.
4. Армстронг, Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь [Текст] / Томас Армстронг; пер. с англ. Ю. Змеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 208 с.
5. Аршанская (Шешукова), О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. [Текст] / Монография. М-во образования и науки РФ, СахГУ. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. – 85 с.
6. Баляев, С.И., Кожаева, К.А. К вопросу изучения интеллектуальных способностей [Текст] / С.И. Баляева, К.А. Кожаева // Материалы XXIV Научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. В 3 ч. Т. 3. Сост. А.В. Столяров, отв. за выпуск П.В. Сенин. Саранск. – 2021. – С.113-120.
7. Батаршев, А.В. Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
8. Букина, С.В., Алимурадова, А.А. Психолог – призвание или профессия? [Текст] / С.В. Букина, А.А. Алмурадова // Новое слово в науке и практике. – 2014. – №3. – 84-86.
9. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. [Текст] - М.: Ось-89, 1999. – Ресурс удаленного доступа: http://psylib.org.ua/books/vachk01/index.htm (Дата обращения: 15.05.2024)
10. Ведмеш, Н.А. Интеллект [Текст] / Н.А. Ведмеш // Психология личности. 2020. – Ресурс удаленного доступа: https://psihomed.com/intellekt (Дата обращения: 15.05.2024).
11. Винарчик, Е.А. Формирование и развитие профессионально важных качеств психологов: практикум [Текст] / Е. А. Винарчик, Е. Б. Акинина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд. ВлГУ, 2019. – 88 с.
12. Гаврилова, Е.В., Белова, С.С. Непреднамеренная переработка информации и вербальный интеллект [Текст] / Е.В. Гаврилова, С.С. Белова // Экспериментальная психология. – 2017. – Т.10. – №.2. – С.5-19.
13. Гоулман, Д. Социальный интеллект: новая наука о человеческих отношениях. [Текст] / М.: АСТ, Corpus, cop. 2021. – 572 с.
14. 2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ. [Текст] / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 535 с.
15. Грацианова, Л. Основы психологии. [Текст] / Учебное пособие. - М.: Синергия, 2020. – 224с.
16. Гунина, Е.В. Формирование профессионально важных качеств личности психолога. [Текст] / монография. – Чебоксары: ГОУ ВПО «Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева», 2010. – 130 с.
17. Дейл, К., Пейтон, П. Физический интеллект. Как слышать свое тело и управлять эмоциями. [Текст] / Перев. С анг. языка. – М.: Изд. Альпина, 2019. – 536 с.
18. Дмитриева, А.В. Развитие понятия социальный интеллект в разрезе отраслей научного знания [Текст] / А.В. Дмитриева // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 4. – С. 68-89.
19. Дружинин, В.Н. Модель интеллектуал
Таким образом, в настоящее время не существует общепринятой модели эмоционального интеллекта. Важность изучения эмоционального интеллекта на современном этапе развития науки ни у кого не вызывает сомнения. Общепринята точка зрения на то, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут быть в жизни более успешными, нежели индивиды, обладающие низким.
В психологии доминирует точка зрения, в соответствии с которой основа эмоционального интеллекта – это способности. Но, при этом исследователи выделяют разнообразные детерминанты, которые стимулируют его развитие и становление.
Здоровье человека является общим итогом сложной согласованности между человеком и окружающим миром. С физическим формированием интеллекта в тесной связи находится и формирование духовного интеллекта. В динамике развития духовного интеллекта имеются существенные колебания, которые определяются неровностью созревания психических функций и формирования нервной системы.
Основная разница в формировании духовного интеллекта у разных людей зависит от уровня умственного занятия, надобностей, кругозора, аргументов, этического поведения, т.е. духовное формирование человека зависит от отдельных закономерностей. В (Табл. 9.) рассмотрим