Художественное осмысление проблемы подросткового буллинга в повести В. Железникова «Чучело» и романе С. Кинга «Кэрри»

Скачать дипломную работу на тему: Художественное осмысление проблемы подросткового буллинга в повести В. Железникова «Чучело» и романе С. Кинга «Кэрри». В которой определена сущность подросткового буллинга как социокультурного феномена. Изучено отражение проблемы школьного буллинга в современной литературе.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.08.2025
Объем файла
156 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной дипломной работы стало изучение того, как в художественной литературе репрезентируется и находит осмысление одна из злободневных проблем современности – буллинг.Буллинг (от английского bullying – «запугивание», «издевательство») – новый термин, который применяется для обозначения агрессии, жестокости, насилия по отношению к другому. Буллинг – это регулярно повторяющееся, умышленное насилие в отношении человека, который не может себя защитить. Синонимом к слову «буллинг» является слово «травля». В нашем исследовании было выбрано употребление слова «буллинг» в виду его устоявшегося значение и частоты употребления в русском языке.Можно выделить четыре основных вида буллинга:психологический (повторяющееся негативное воздействие на эмоции и психику другого человека), физический (умышленное, повторяющееся нанесение физического вреда), экономический буллинг (нанесение ущерба.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…..…… 4
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН....................................................................................................... 7
1.1 Социальные, психологические основы подросткового буллинга, причины и следствие их появления в социокультурном пространстве……………………………………………………………. 7
1.2 Формы, методы и приемы профилактики подросткового буллинга в школьной среде: психолого-педагогический аспект………………..……………..………………………………….… 13
1.3 Отражение проблемы буллинга в художественной литературе…………………………………………………………...….. 22
ГЛАВА 2. ПРЕЛОМЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ И БУЛЛИНГА В ПОВЕСТИ В. ЖЕЛЕЗНИКОВА «ЧУЧЕЛО» И РОМАНЕ С. КИНГА«КЭРРИ»……………………………... 30
2.1 Особенности картины мира подростка, специфика изображения его внутреннего мира в повести В. Железникова «Чучело»………………………………………………………………… 23
2.2 Специфика воплощения конфликта «личность – школьный коллектив» в романе С. Кинга «Кэрри»…………………………......... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……..……..………………. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...……..…………. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………….………………. 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бoчавeр, А. А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен / А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. - 2015. - № 3. - С. 149-159.
Бердышев, И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2018. - 15 марта (№ 18). - С. 3.
Бердышев, И. С. Буллинг и моббинг в детской и подростковой среде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pochit.ru/pshologiya/30930/index.html. – Дата доступа: 16.02.2021.
Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М. : Инфра-М, 2018. - 512 с.
Богословский, А. Н., Верочка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=264237&p=1. – Дата доступа: 14.12.2021.
Брэдбери, Р. Все лето в один день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=4934&p=1. – Дата доступа: 14.12.2021.
Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект: монография / [Н. В. Кухтова и др.] ; под ред. Н. В. Кухтовой, С. М. Шингаева . – Витебск : ВГУ, 2021. – 171 с.
Буллинг как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema. – Дата доступа – 17.02.2021.
Бутенко, В.Н., Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2017. - 148 с.
Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Москва, 1995. Вып. 3. С. 58-64.
Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. №105. С. 159-165.

Буллинг традиционно рассматривался как часть «нормального» пути взросления личности и своеобразный элемент воспитательного процесса. Долгое время образование было построено на передаче знаний и общественных принципов в рамках властных отношений «ученик – учитель», где традиционно ученик воспринимался как пассивный реципиент, а учитель – как активный донор «блага». Очевидно, что для упорядочивания статусов и снижения тревоги о своем положении в социальной иерархии (например, в классе), школьники использовали те же методы, что и учителя, выстраивая отношения с ровесниками на власти и контроле. Данная ситуация стала меняться только в последние 30–40 лет. В современной педагогике ученик, ребенок рассматривается не как пассивная часть образовательно-воспитательного процесса, а активная, равноправная. Однако проблема, связанная с буллингом, насилием по-прежнему не теряет актуальности.Впервые о школьном насилии как социальном явлении заговорили в начале ХХ века. Для определения данного явления использовалось множество терминов: притеснение, дискриминация, буллинг. Последний термин употребляется в литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть обозначенной проблемы. Социологи ассоциируют этот термин с травлей. Они же определяют буллинг (bullying от анг. bully – хулиган) как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны индивида или социальной группы к другому индивиду (социальной группе). Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, низвержение конкурентов, чувство неприязни, способ подчинения лидеру и т.д. Особенно опасна мотивация, связанная с удовлетворением садистских потребностей у определенной категории личностей.