Педагогические условия развития восприятия хоровой музыки у младших школьников в процессе вокально-хоровой деятельности
Введение
Проблема восприятия музыки является одной из наиболее сложных в музыкальной педагогике из-за субъективности этого процесса и, несмотря на массу исследований в данной области, во многом ещё не решена. Восприятие музыки – это многоуровневый процесс, обладающий сложной структурой. Ведущим компонентом этой структуры следует признать эмоционально-чувственную сторону. Сила воздействия музыки на слушателя зависит не только от достоинств данной музыки, но и от «глубины» чувственно-эмоциональной сферы человека. В свою очередь, возможности проникновения в эмоциональный строй разностилевой и разнохарактерной музыки определяются «широтой» «эмоциональной палитры» слушателя. Словом, восприятие музыки, «сначала «чувствующее», а затем, как следствие, «думающее» и притом очень глубоко и проникновенно «думающее».
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия хоровой музыки у младших школьников в процессе вокально-хоровой деятельности
Отражение в психолого-педагогической и методической литературе проблемы восприятия хоровой музыки………………………………………..7
Вокально-хоровая деятельность как средство развития восприятия хоровой музыки у младших школьников……………………………………22
Методы музыкального образования, способствующие развитию восприятия хоровой музыки у младших школьников в процессе вокально-хоровой деятельности………………………………………………………….35
Глава 2. Педагогические условия развития восприятия хоровой музыки у младших школьников в процессе вокально-хоровой деятельности
2.1. Критерии и уровни развития восприятия хоровой музыки у младших школьников в процессе вокально-хоровой деятельности…………………..40
2.2. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по развитию восприятия хоровой музыки у младших школьников …………….42
Заключение………………………………………………………………….…54
Список использованных источников………………………………………56
Список использованных источников
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: «Просвещение», 1983. – 346 с.
Абдуллин Э.Б. Музыка в начальной школе. – М.: НИИ школ, 1979.–215 с.
Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы. – М.: Просвещение, 1969. – 233 с.
Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 189 с.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 209 с.
Арановский А. На рубеже десятилетий. Современные проблемы советской музыки: Сб. ст. – Л., 1983. – 87с.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. – Л.:
Музыка, 1973. – 190 с.
Батюк И.Е. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. – М., 1999. – 120 с.
Батюк И.Е. К проблеме исполнения Новой хоровой музыки XX века. Автореферат. – М., 1999. – 26 с.
Белоненко А.К. Образы и черты стиля современной русской музыки 60-70-х годов для хора a cappella. Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 15. – Л., 1977. – 176 с.
Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. – М., 1974. – 150 с.
Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит! – М.: Просвещение, 1990. – 132 с.
Восприятие музыки. Сборник статей под ред. В. Максимова. – М.: Музыка, 1980. – 210 с.
Выготский Л.С. Психология искусства – М., 1987. – 220 с.
Григорян А. К. К вопросу о фонизме // Сов. музыка. – 1986. – № 1.
Гуляницкая Н.Н. Введение в современную гармонию. – М., 1984.– 128 с.
Денисов Э.Ю. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М., 1986. – 224 с.
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. Подходы проблемы перспективы. – М., 2001. – 220 с.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1984. – 134 с.
Кечхуашвили Г.Н. Вопросы музыкознания. – М., 1975. – 110 с.
Когоутек Ш.H. Техника композиции в музыке XX века. – М., 1976. – 146 с.
В искусствоведческой, эстетической и психологической литературе по отношению к деятельности человека, слушающего музыку, к её содержанию, формам и результатам применяют два выражения: «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие». На первый взгляд это синонимы, причём одно из них кажется более правильным с точки зрения норм языка, другое же – стилистически подозрительным. Нетрудно показать, однако, что смысл их различен и что оба они правомерны в стилистическом отношении.Проблемой восприятия музыки занимались многие учёные исследователи в области общей психологии: С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Н. Гусев и другие. Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – это не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.Термин «восприятие музыки» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке – хорового пения, игры на музыкальных инструментах музыкально ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями.