Мифотворчество в СМИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Методы воздействия на сознания людей берут своё начало ещё с самой древности. Особенно остро это ощущалось во время войн, восстаний, мятежей и экономических кризисов. Это и другое, способствовало изменению духовного мира общества. Весомую роль в этих изменениях имеют средства массовой информации. Важно понимать, что СМИ-это не просто кладезь знаний, находящейся в общем доступе. Естественно, СМИ являются главным источником информации, они не просто создают единое информационное пространство, но и мировоззренческие установки, стереотипы, взгляды и мнения общественности. Это и является важным принципиальным значением в формирование ценностных ориентиров. Конечно же, на данный момент, это самый удачный метод манипуляции публичным сознанием. Мифотворчество и стало такой формой манипуляции. Формирование мифа представляется преимущественно действенным исторически сформировавшимся механизмом внушения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ МИФОТВОРЧЕСТВА
1.Мифотворчество в прессе
1.2 Миф как средство манипуляции сознанием
АНАЛИЗ СТАТЕЙ-МИФОВ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
2.1 Мифотворчество на примере «Российской газеты» и «Независимой газеты»
2.2.Специфика мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аверина М.В. Мифотворчество в средствах массовой информации: вчера и сегодня // Средства массовой коммуникации в многополярном мире : проблемы и перспективы. 2018. С. 260-262.
2. Неизвестный С.И. Мифы в управлении проектами в России // Управление проектами и программами. — 2020. — No4. — С.266–274.
3. Демидов Я.П. Еще раз об экономической мифологии и мотивации занятого населения: метрологический аспект // Мотивация и оплата труда. — 2020. — No2. — С.104–114.
4. Модин, Б. П. Философия мифа : учебное пособие / Б. П. Модин. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 262 с.
5.Балахонская Ю.В. Отличительные особенности политической мифологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. [Текст] / Ю.В. Балахонская. – 2015.– №3 (67). – С. 189-194.
6. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 143 c.
7. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика. учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
8. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
9. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 c.
10. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
11.Деминова М.А., Семилет Т.А., Фотиева И.В., Чутчева А.В. Мифотворчество современной российской журналистики: социальная сущность, практики, детерминанты, инструментарий // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 612-614.
12. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
В психологии массовых коммуникаций исследование способов воздействия на массовую аудиторию, имеет очень важное значение, так как миф является одним из основных элементов массовой коммуникации. Миф (от греч. mythos — предание) — это непроизвольное коллективное утверждение, основанное на бессознательном психическом переживании, живое воспроизведение действительности, отличающееся единством чувства и мысли, силы и процесса. С древности, все народы мира использовали мифы для повествования о природных явлениях, теорий создания мира и религиозных взглядов, а сейчас с помощью современных мифов часто описываются повседневные события. Люди современности всё чаще ссылаются на давно укреплённые мифологические структуры массового сознания. Главная предпосылка этого заключается в том, что общество и власть вне зависимости от столетия никогда не приходили к консенсусу. Собственно, благодаря чему, миф часто используется как самая мощная манипулятивная технология политической сферы. Э. Тейлор известный как Английский этнограф, исследовал миф с позиции антрополого-этнографического подхода, миф – модель массового сознания на всевозможных этапах его бытия, а также результат человечества на ранних этапах его состояния: «Нуждаясь в объяснении природы, дикарь использует доступные ему приемы, одушевляет мир и переносит на него все проявления своей личной жизни». По его мнению, «миф – форма целостного массового освоения и истолкования реальности, использующая чувственно-наглядные образы, субъективное образование, которое является для своего носителя объективной реальностью. Он – объективация мифологического сознания в вербальных (словесных) или иных знаковых формах, в обрядах, являющихся элементом системы мифологического сознания, идеализированное, очищенное от всего наносного представление о событии, герое, процессе.