Исследование взаимосвязи агрессивности и суверенности психологического пространства личности обучающихся колледжа из полных и неполных семей
Введение
Актуальность исследования. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - одна из острейших социальных проблем общества, где за последние годы резко повысился уровень агрессивности среди юных и молодых людей. Очень часто это связано с отношениями в семье. Важным аспектом является то, что семья играет центральную роль в развитии агрессивности и суверенности психологического пространства личности детей. В семье взаимоотношения строятся на эмоциональном влечении ее членов друг к другу, уважении, преданности, симпатии и любви, которые способствуют доверительности и близости в отношениях. Это всё может нарушиться, если семья станет неполной или прекратить своё существование, так как родители обладают механизмами влияния на суверенное пространство ребенка. Поэтому неполную семью можно отнести к группе риска, так как психоэмоциональная составляющая взаимодействия между её членами не всегда способствует благополучному развитию личности подростков, особенно обучающихся в колледжах, у
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 8
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи агрессивности и суверенности психологического пространства личности обучающихся колледжа из полных и неполных семей
1.1 Понятие агрессивности и суверенности психологического пространства личности в научной литературе………………………………………...…….. 16
1.2 Специфика отношений и воспитания в полных и неполных семьях……23
Выводы по первой главе………………………………………………………..30
Глава 2. Организация исследования взаимосвязи агрессивности и суверенности психологического пространства личности обучающихся колледжа из полных и неполных семей
2.1 Цели и задачи исследования. Описание выборки для исследования……32
2.2 Методы и методики исследования…………………………………………34
2.3 Выводы по второй главе
Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи суверенности психологического пространства личности и агрессивности обучающихся колледжа из полных и неполных семей
3.1 Описательный анализ обучающихся колледжа из полных и неполных семей.
3.2 Сравнительный анализ обучающихся колледжа из полных и неполных семей с помощью U-критерия Манна-Уитни
3.3 Выяаление взаимосвязи агрессивности и суверенности психологического пространства обучающихся колледжа из полных и неполных семей при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Список литературы
Архангельский В.Н. Репродуктивное и брачное поведение. https://ecsocman.hse.ru/data/2014/05/05/1251339423/14Arhangelskiy.pdf
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений
Барковская Д. В. Характеристики суверенности психологического пространства и индивидуальных особенностей личности: к постановке проблемы // Вестник ПГГПУ. Серия 1. Психологические и педагогические науки. — 2022. — № 1. — С. 171–176.
Белинская Е. П., Дубовская Е. М. Неполная семья как институт социализации: взаимосвязь представлений матери о психологическом благополучии ребенка и ее стратегий совладания с трудностями молодежи/ Е. П. Белинская, Е. М. Дубовская // Социальная психология и общество. М.: РАН, 2016,№ 7(3), С. 33–46.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль
Болдуин Дж.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы. Книга 1. Экспериментальное обоснование. Биологический генезис. – М.: Либроком, 2021. – 352 с.
Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл.ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 2 т. – 768 с.
Бондарев А.А., Миляева Л.М., Сергеева М.А., Кубекова А.С. Особенности переживания чувства одиночества студентами из полных и неполных семей // Казанский педагогический журнал, 2021. №2 (145). С. 259-265.
Братчикова Т.А., Ерилова Е.И. Суверенность психологического пространства личности: подходы к исследованию // Теоретическая и прикладная психология. Материалы XIV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. Чита, 2022. – С. 73-76.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
Быстрова, Н.В. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Н.В. Быстрова / Проблемы современного педагогического образования. – М: 2016 №53 – С. 6.
Быстрова, Н.В. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в образовательном учреждении / Н.В. Быстрова, А.Ф. Уханов // В сборнике: Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики Материалы XI международной научно-практической конференции. – М.: 2016. – С. 228-229.
Васюра С.А., Закирова Г.М. психологическая суверенность личности как регулятор коммуникативной активности в отношении границ непосредственного и виртуального общения // Вестник Удмуртского университета. - 2022. Т. 32. №3. – С 247-255.
Волков А.Г. Семья – объект демографии. http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/volkov/
Голиков Н.А. Влияния последствий бракоразводных процессов на формирующуюся личность подростка // Вопросы психологии. 2017. С. 19-29.
Григорович Л.А., Марц
Неполная семья - это семья, где один из родителей отсутствует [Макаренко, с. 125]. Это может произойти из-за развода, смерти, отъезда родителя. Структура семьи очень важна для социализации ребенка, потому что в ней формируются первые навыки, ценности и нормы поведения. Неполные семьи могут возникать из-за различных причин, таких как кризисы в отношениях, экономические трудности, насилие в семье. В связи с этим неполные семьи можно разделить на следующие типы: осиротевшие, незаконнорожденные/внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей воспитывает ребенка, можно классифицировать неполные семьи материнские и отцовские. В зависимости от количества поколений в семье их можно разделить на неполные простые неполные семьи с одним или несколькими детьми и неполные расширенные неполные семьи с одним или несколькими детьми и другими родственниками [Григорович, с