Материнский капитал как дополнительная мера государственной поддержки семей с детьми
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из задач демографической политики является повышение уровня рождаемости за счет рождения в семье второго и последующих детей. Для решения этой задачи помимо других мер необходимо предоставлять материнский (семейный) капитал.
В нашем государстве законодательство в своих положениях отмечает и закрепляет принцип поддержки семьи, материнства и отцовства, детства со стороны государств. Это отображается, прежде всего, в Основном законе государства. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Более того, забота о детях и их воспитание является в равной мере правом и обязанностью родителей.
Впервые о необходимости введения мер по поддержки семей, принявших решение родить/усыновить второго или последующего ребенка, прозвучало в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 10 мая 2006 год.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты материнского капитала как формы финансовой поддержки семьи государством.. 5
1.1. Материнский (семейный) капитал как форма финансовой поддержки семьи с детьми. 5
1.2. Цель материнского (семейного) капитала в Российской Федерации. 11
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.............................................. 17
2.1. Лица и условия реализации права на получение материнского (семейного) капитала............................................................................................................................ 17
2.2. Расходование средств материнского (семейного) капитала....................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // [Электронный ресурс]: https://www.gara№t.ru
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.12. 1994.- № 32.- ст. 3301
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 08.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.01.1996, № 5, ст. 410
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.01.2005.- № 1 (часть 1). - ст. 14
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.08.2000.- № 32.- ст. 3340
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 01.01.1996.- № 1.- ст. 16
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. - № 49. - 13.03.1993
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 12.07.2021) ?О государственной регистрации недвижимости? // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.07.2015.- № 29 (часть I). - ст. 4344
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ ?О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей? (ред. от 29.06.2021) // Российская газета. - № 297. - 31.12.2006.
Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 28.10.2021) ?Об ипотеке (залоге недвижимости)? // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.07.1998.- № 29.- ст. 3400.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.01.2021) ?Об образовании в Российской Федерации?// Собрание законодательства Российской Федерации. - 31.12.2012
Преобразований требует направление средств на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей инвалидов. Компенсационный характер выплаты, сложный механизм реализации превращают это направление в некий популистский ход, призванный проявить видимую заботу о многодетных семьях с детьми-инвалидами, но фактически не востребованный обществом в таком виде. Финансирование нужд семей с детьми-инвалидами должно быть предваряющим, а механизмы контроля скорректированы. В качестве альтернативы, стоит рассмотреть возможность расширения Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Нет необходимости в поиске новых направлений распоряжения средствами материнского капитала, кроме уже принятых. Распыление средств МСК на ежемесячные или иные периодические выплаты не перспективно, позволит решить только краткосрочные цели семьи, в то время как программа материнского капитала должна решать стратегические долгосрочные цели. В данном контексте пересмотру должна быть подвергнута такая мера социальной поддержки как ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Однако, существует и сфера, которая не нашла широкого применения в России, как показывает практика — это перечисление материнского капитала в счет будущей пенсии. По статистике, ей воспользовались около двух процентов семей. Причиной этому служит: длительность получения отдачи от государственной поддержки, нестабильность экономики и компаний. Так как такой способ не актуален, предлагается заменить данную сферу использования материнского капитала на «Медицинскую помощь и лекарственное обеспечение за счет средств материнского капитала». Такая поддержка государства будет являться более действенной, т.к. не редки случаи, когда дети рождаются с заболеваниями и требуют дорогостоящего лечения, а многие семьи не могут позволить себе покупать дорогие лекарства. Для воспитания здорового поколения требуется ввести государственную поддержку семей, имеющих детей, в сфере здравоохранения и здоровьесбережения.