Содержание и формы работы учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны
ВВЕДЕНИЕ
В тылу в годы войны была проделана огромная работа по укреплению боевого духа русского народа в его сопротивлении фашизму. Эта работа сосредоточена на культурных учреждениях, задача которых во время войны была в том, чтобы помочь в полной мере, военнослужащих и работников на дому Россиян в воспитании, о природе и цели войны; раскрыть суть фашизма; способствовать подвиги советского народа в тылу и на фронте. Главной темой деятельности всех учреждений культуры во время войны было укрепление советского патриотизма. Часть работников учреждений культуры ушла на фронт и в партизанские отряды. Многие культурные учреждения стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения. Основными направлениями культурной и рекреационной деятельности в годы войны были пропагандистская и пропагандистская деятельность; развитие самодеятельного искусства.
Содержание
Введение
Раздел I. Анализ организации культурно-просветительской деятельности, учреждениями культуры и отдыха во время Великой Отечественной войны
Раздел II. Направления и формы работы учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны19
Заключение
Список литературы
Список литературы.
Арнольдов А.И. Общество и культура: современный портрет. – М. МГУКИ, 2007. –112 с.
Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Учебное пособие. М.:МГИК, 1986.
Гурин Н.А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 42-45. – URL https://moluch.ru/archive/34/3836/ (дата обращения: 27.05.2022).
Казакова, А.Г. Общественно-педагогические инициативы в России второй половины XIX века Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования Науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 340 с
Каргин, А.С. Самодеятельное художественное творчество. История, теория, практика: Учебное пособие. – М., 1988. – 195с.
Каргин, А.С. Традиционные формы досуга: история и современность. – М., 1993. – 350с.
Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. Учебное пособие – М.: МГУК, 1995 – 136 с.
Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д. Социально культурная-деятельность. Учебное пособие – М.: МГУКИ, 2004 – 539 с.
Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР: Учебник для высших военно-политических училищ, - М., 1984. - С.57-65.
Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2007.
Мазурицкий A.M. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М., 1985. - С. 27.
Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. - М., 1992. - С.119.
Пелипенко А.А. Закат Империи Быть русским: коллективная монография / под ред. А.Я. Флиера; Высшая школа культурологии Московского государственного университета культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2004. –С. 82-147.
В первые дни войны основное содержание работы учреждений культуры (домов культуры, товариществ, библиотек, музеев, изб-читален) состояло в разъяснении характера и целей войны, разоблачении природы фашизма, хода войны, занимаясь интернационалом и знакомясь с внутренним положением Советского Союза и пропагандируя подвиги на фронте и в тылу. Несмотря на все потрясения войны, сфера влияния деятелей культуры значительно расширилась. Культурно-просветительская работа выходила за обычные рамки учреждений культуры и велась на передовой, в мастерских, в бомбоубежищах, на станциях метрополитена, в станционных агитпунктах, на перронах, в госпиталях, на призывных пунктах, почти везде массовое скопление населения.Война диктовала свои условия ведения культурно-просветительской работы, в связи с чем изменилось функционирование учреждений культуры как на фронте, так и в тылу. Групповая и индивидуальная работа с населением и военнослужащими велась между боями или между сменами на заводах. Основными направлениями работы учреждений культуры в глубинке были агитационно-пропагандистская работа, проведение широкой справочной работы, развитие художественной самодеятельности и организация отдыха в условиях тяжелого физического труда.Несмотря на все трудности войны, сфера влияния клубов, библиотек, музеев была значительно расширена, их работа распространилась на мастерские, красные одеяла управления имуществом, военные городки, бомбоубежища, метрополитены, агитпункты железнодорожных вокзалов, воинские части, госпитали, в военкоматы военкоматов и военкоматов по месту жительства.