Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством использования рукодельных тактильных книг

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством использования рукодельных тактильных книг". В которой изучена проблема познавательной активности у лиц с нарушениями зрения; разработана психолого-педагогическая программа на основе использования тактильных книг.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.07.2025
Объем файла
2785 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Старший дошкольный возраст нормотипичных детей приходится на период от 5 до 7 лет, однако у детей с функциональными нарушениями зрения этот возраст несколько смещается до 8 лет. Специфика группы состоит во-первых: в полной компенсаторной перестройке нервной системы, влияющей на восприятие и обучение, во-вторых: в переживании в этом возрасте возрастного кризиса, суть которого состоит в осознании своих отличий детьми с нарушениями зрения и подготовке к переходу от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению. Проявление этого кризиса встречается в таком эскапизме как долгая игра в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте и отмечалась отечественными педагогами в начале 90х годов. Более психологической проблема обучения слепых и слабовидящих детей и их подготовки к школе становилась ближе к 00м годам и нашему времени, однако до сих пор требует внимательного изучения. Психологический подход в структуре психолого-педагогического вмешательс

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Характеристика зрительных нарушений детей, причины их возникновения…………………………………………………………………..…7
1.2. Изучение познавательной активности детей с нарушениями зрения…………………………………………………………………………..…14
1.3. Рукодельные тактильные книги (РТК) как средство развития детей с выраженными нарушениями зрения. ……………………………………...…22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы проведения исследования, методики, описание выборки. …………………………………………………………………………………….31
2.2. Обоснование разработанной программы с использованием рукодельно-тактильных книг (РТК)…………………………………… ……...34
2.3. Анализ полученных экспериментальных данных………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...56
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисов Э.С.Руководство по детской офтальмологии. – М: Медицина, 1987.- 495 с.

2. Аветисов Э.С. Близорукость.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2002.-288 с.

3.     Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.Руководство по детской офтальмологии.- М.: Медицина, 1987.- 495 с.

4.     Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. – М.: Медицина, 1997.- 312 с.

5. Азнабаев М.Т., Бабушкин А.С., Мальханов В.Б. Редкие случаи клинической офтальмологии.- Уфа, 2005.- 302 с.

6. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326.

7. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С.57

8.     Архангельский В.Н.Морфологические основы офтальмологической диагностики. – М.: Медицина, 1960.- 174 с.

9. Арутюнян А.М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 20.03.2023).

10. Балан Сергей Исаевич Ослепляющее великолепие вечной надежды к 200-летию Луи Брайля // Специальное образование. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osleplyayuschee-velikolepie-vechnoy-nadezhdy-k-200-letiyu-lui-braylya (дата обращения: 03.03.2023).

11. Белановский, С. А. Индивидуальное глубокое интервью — М.: Никколо-Медиа, — 320 с. ISBN 5-901488-03-2

12. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. - С.216.

13. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».–– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.

14. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

15. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.

16. Вильшанская, А. Д. Инклюзивное образование и его реализация: психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / А. Д. Вильшанская, Н. В. Бабкина. — Текст: непосредственный // Дефектология. — 2022. — № 4. — С. 36-41.

17. Воронцов Д.В. Контроверза директивности / недирективности в психологической практике: возможности мотивационной беседы // Личность в пространстве и времени. 2020. №9. С. 48–61.

18. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. ІІІ. - 366 с.

19. Глазные болезни / Под ред. В.Г. Копаевой: Учеб. для студентов мед. Вузов.-М.: Медицина, 2002.-424 с.

20. Гиппентрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: Астрель, 2006.ISBN 978-985-16-3848-8.

Позднее было разработано точечное книгопечатание, а вместе с ним началось изготовление географических карт и схем из папье-маше, гипса и каучука.
В следующий период рельефные книги издаются уже с помощью техники, на помощь приходит вакуумное формование и горячее прессование. Рельефы создаются так же из полимерной плёнки или специальной бумаги. Однако сохраняются недостатки «пластиковых» книг: плёнка чаще одного цвета, изображение неприятно «читать», в изготовленных рельефах остаются ошибки, а сам пластик не в полной мере передаёт самое важное – текстуру и температуру своего изображения.
Наконец, в наше время (изначально на территории Северной Европы) появляются тактильные книги. Они имеют ряд преимуществ – разнообразие используемого материала, возможность точнее передать текстуру, температуру