Межличностные отношения младших школьников в процессе учебной деятельности
Введение
Современные изменения, происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений обучающихся. В настоящее время наблюдается дефицит устойчивых межличностных отношений подрастающего поколения, живущего в условиях активной информатизации общества (компьютеризация, телевидение), оказывающей мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации межличностное общение, взаимодействие, дружеские отношения.
Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно личностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стре
Содержание
Введение...............................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности................................................6
1.1 Психологические особенности межличностных отношений младших школьников..........................................................................................................6
1.2 Особенности межличностных отношений в учебной деятельности.......15
1.3 Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности..............................28
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности в МАОУ "СОШ №5 им. И.Д.Черняховского"...............36
2.1 Организация и методы исследования........................................................ 36
2.2 Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов ........39
Заключение..........................................................................................................54
Список источников информации......................................................................57
Приложение 1.....................................................................................................62
Приложение 2.....................................................................................................65
Приложение 3.....................................................................................................67
Список источников информации
I. Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в последней редакции) «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/dfbe1cf7aa2e2acfd7b8e7ad37cdf71b759c539d/. Дата обращения: 25.05.2023.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644). – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/. Дата обращения: 25.05.2023.
II. Учебная и монографическая литература:
3. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М.: Инфра-М, 2014. – 431 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 376 с.
5. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. // Соционика, ментология и психология личности, 2007, № 1,2,3,4,5.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
7. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. - М.: Флинта, 2012. – 144 с.
8. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с
9. Гаврилина И.Ю. Варианты межличностных отношений в группе детского сада. Автореферат дисс. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. – 9 с.
10. Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников / И. Г. Емельянова. – М. : Новая школа, 2015. – 300 с.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 930 с.
12. Канаматова А.К. Межличностные отношения студентов вуза как детерминанта развития карьерных устремлений. Дисс. … канд. псих. наук. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2010. – 216 с.
13. Карзенкова Е.П. Коммуникативно-речевая категория «дружба» // Вестник Пермского университета. – 2011. - № 2. – С. 89-94.
14. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 505 с.
15. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М: Педагогика, 1987. - 160 с.
16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (общие и возрастные особенности). – Минск: БГУ, 1976. – 350 с.
17. . Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2012. – 400 с.
18. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Ленинград: ЛГУ, 1979. – 151 c.
19. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.
20. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А.
21. Практическая психоло
Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием... Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким -либо существенным качествам личности. Но в целом дети III — IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности, около 75% учащихся III классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей [30].
Материалы социометриче