Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников и его значение для успешной социализации личности
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции и чувства относятся к личностным образованиям и являются составляющими социально-психологической характеристики человека. В процессе развития эмоции и чувства играют важную роль в формировании и воспитании личности ребенка и ее социализацию. Эмоциональное развитие ребенка начинается очень рано, следовательно, нет возрастных ограничений и предпочтений в работе с эмоциональной сферой. Эмоции изменяются на протяжении всей жизни и зависят от многих факторов, во многом определяются социальными условиями существования.
Нормальное эмоциональное развитие ребенка заключается в переходе от бессознательного непроизвольного аффективного реагирования на внешние раздражители в раннем возрасте к сознательному пониманию социальных эмоций и чувств других людей, произвольному выражению ребенком многообразия доступных ему переживаний к концу дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретическое обоснование проблемы исследования
1.1 Теоретические подходы и исследования эмоционального интеллекта в психологической науке
1.2 Появление научного феномена – эмоционального интеллекта
1.3 Особенности эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
1.4 Сущность понятия социализации детей дошкольного возраста
1.5 Роль и место эмоционального интеллекта в успешной социализации личности
1.6 Успешная социализация личности через развитие эмоционального интеллекта у дошкольников
2 Практическая часть исследования
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3. Повышение эффективности деятельности педагога на основе внедрения инструментов бережливого производства
2.3 Контрольный этап
Заключение
Приложение А
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧННИКОВ
Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ – Петербург, 2012. 288 с.
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
Базарсадаева Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. 2013. № 5. С. 24-31.
Бережная А.М., Поповян А.Г. Особенности эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // А.М. Бережная, А.Г. Поповян / Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы всероссийской научно-практической конференции. 2017. № 5. С. 400-402.
Бизяева, И. А. Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта / И. А. Бизяева, А. А. Фролова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 310-312. [Электронный ресурс]— URL: https://moluch.ru/archive/236/54857/ Дата обращения: 26.01.2023.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М._ Изд-во «Совершенство», 1998. – 352 с.
Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. – Психология мышления, 1965. – 456 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. М.: Издательство АСТ, 2016. – 66 с.
Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер ; пер. с англ. Г. Федотовой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. /Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 304 с.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. –Режим доступа: http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2014/2/934.pdf (Дата обращения - 10.05.2022)
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004. 288 с.
К концу дошкольного периода формируется самооценка, базирующаяся на состоянии практических умений и моральных качеств, выражающаяся в подчинении нормам поведения в коллективе. Психологи в своих трудах указывают на то, что этот возрасте ребенку присуща довольно высокая самооценка, что на первых порах помогает ему активно включаться в учебную деятельность.
Во время дошкольного детства происходит социализация эмоций ребенка: формируется сочувствие и сопереживание. Дети старшего дошкольного возраста уже способны на проявление заботы о близких ему людях, совершает поступки, ограждающие их от беспокойства и тревоги.