Роль фонетики на ранних стадиях изучения английского языка. Организация процесса обучения чтению на английском языке с учетом основных компетенций процесса изучения английского языка как иностранного
Введение
Образование — это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Образование – это один из важнейших этапов формирования личности человека, его развития и становления, которое определяет его дальнейшее взаимодействие с общественностью и его роль в жизни страны, в которой он живет.
Дети в современном мире начинают получать образование уже с раннего возраста. Первым и самым важным, по моему мнению, является начальное образование. Именно на этом этапе образования дети получают все базовые знания и умения, на основе которых они в дальнейшем получат свое основное образование. Поскольку, всем известной истиной является, что чем лучше и крепче будет фундамент, тем дольше и эффективней будет служить здание, возведенное на нем, я считаю, что начальное образование, подобно фундаменту, должно отличаться особым качеством и эффективностью. А самым важным этапом в начальном образовании является обучение в первом классе. Ведь именно во время обучения в первом классе, у ученика закладывается тот самый «фундамент» знаний, на базе которого и строится дальнейшее обучение.
Основой любого дела является целеполагание, определение целей и задач своих действий. Основной задачей образования является подготовка детей к жизни взрослого человека. Основным средством достижения этой цели является обучение детей различным навыкам, необходимым им для жизни в современном обществе. К таким навыкам относятся: грамотное владение речью. Под владением речью подразумевается владение следующими навыками: чтением, письмом, говорением и возможностью восприятия речи на слух (аудирование).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 4
I Фонетика и ее роль в изучении английского языка как иностранного……… 10
1 Фонетика как раздел лингвистики ……………………...……….… 10
1.1 Фонема – основа звукового строя языка ……….……………… 10
1.2 Классификация звуков речи………………………...…….……. 12
2 Особенности английского произношения …………………………... 16
2.1 Транскрипция ……………………………………………………. 17
3 Роль фонетики в изучении английского языка как иностранного…. 19
3.1 Проблема акцента и трудностей в произношении в процессе изучения английского языка….. 21
4 Чтение как средство познания языка ………………..……………… 26
4.1 Обучение чтению на английском языке ………………………....... 30
4.2 Методы обучения чтению на английском языке .……………..…. 33
4.2.1 Фонетический метод обучения чтению……….……….……... 34
4.2.2 Метод целых слов ...………………………………………....... 35
5Средства обучения чтению на английском языке……..….…………. 37
5.1 Понятие «учебник». История возникновения учебников…….. 38
5.2 Букварь как учебное пособие. История возникновения первого букваря. … 40
5.3 Цели и задачи букваря как учебного пособия…………………. 41
5.4 Характеристики и требования к букварю……………………… 42
5.5 Роль букваря в обучении грамоте и овладению речью………. 44
6 Выводы по главе I ………………………………………………….. 47
II Синтез и методологический анализ полученных теоретических данных………… 48
1 Сравнительный анализ методов обучения чтению………………... 48
2 Проблематика обучения чтению на начальном этапе изучения английского языка…………………….. 52
3 Анализ современных учебников по английскому языку для первого класса…………………….. 56
4 Плюсы и минусы современных учебников английского языка для первого класса…………………… 73
5 Выводы по главе II ………………………………………………….. 74
III Способы решения проблемы низкого уровня владения навыком чтения в начальных классах…………………… 75
1 Анонимное анкетирование для педагогов на тему: «Обучение чтению на английском языке» ………………… 80
2 Тестирование по теме «Изучение уровня владения навыком чтения в начальных классах»……………….. 86
3 Разработка букваря английского языка «My ABC» как средства обучения чтению ……………………………… 95
4 Проведение эксперимента «Эффективность использования букваря «My ABC» в качестве средства обучения чтению на английском языке» ……. 98
5 Анализ эффективности использования букваря «My ABC» в качестве средства обучения чтению на английском языке …….. 100
6 Выводы по главе III …………… 102
Заключение…………………………….. 105
Список использованных источников…………… 107
Приложения…………………. 109
Список использованных источников
1) Васильев, В.А. Фонетика английского языка. Практический курс. Новое издание[текст]. / В.А. Васильев, А.Р. Катанская. - М.: Высшая школа, 2009. - 373 c.
2) Гогина, Н.А. Практическая фонетика английского языка и правила чтения слов в схемах и таблицах[текст].: Вводно-коррективный курс (Учебно-методическое пособие) / Н.А. Гогина. - М.: ТрансЛит, 2012. - 64 c.
3) Галатенко Н.А. Английская транскрипция[текст], Ось–89,2009 – 160 с.
4) Овчинникова Н.Н., Ладыга О.М. Практикус по фонетике англикого языка [текст] : Учеб. Пособие – 1 часть. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012 – 214 с.
5) Бондаренко Л.П. Основы фонетики английского языка[текст]. Флинта, 2009 – 152 с.
6) Лебединская Б.Я. Практикум по английскому языку. Английское произношение[текст]: Учебное пособие для ВУЗов. Астрель, 2005 – 109 с.
7) Лукина Н.Д. Практический курс фонетики английского языка[текст]. АСТ, 2006 – 272 с.
8) Меркулова Е.М. Чтение, письменная и устная практика[текст]. Союз, 2007 – 368 с.
9) Торсуев Г. П. Строение слога и аллофоны в английском языке[текст]. - М.: Высшее образование, 1975.- 125с.
10) Трубецкой Н. С. Основы фонологии[текст]. - М.: Знание, 1960.- 140с.
11) Методы обучения фонетике[электронный ресурс] – режим доступа: https://infourok.ru/metodika-obucheniya-fonetike-angliyskogo-yazika-v-nachalnoy-shkole-2572624.html
12) Роль фонетики в изучении английского языка [электронный ресурс] – режим доступа:https://infourok.ru/statya-na-temu-rol-i-mesto-fonetiki-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku-3204300.html
13) Фонетика и правильное произношение [электронный ресурс] – режим доступа:http://www.rusnauka.com/9_NND_2013/Philologia/5_132439.doc.htm
14) Букварь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
15) Букварь // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
16) От азбуки Ивана Фёдорова до современного букваря: (1574—1974) / Составители: В. П. Богданов, Г. В. Карпюк; Авторы текста: В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк; Художники: В. П. Богданов, Е. Е. Смирнов; Фотограф: Д. В. Белоус.. — М.: Просвещение, 1974. — 240 с. — 15 000 экз. (в пер., суперобл.)
17) Иван Фёдоров // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
18) ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы" 12 февраля 1933 года
19) Букварь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
20) Интернет источник: nagolos.com.ua
21) Андрианова, Т. М. Букварь / Т. М. Андрианова. — М. : ACT, 2007. — 112 с.
22) Быстрова, М. Н. Букварь. Мир слова/ М. Н. Быстрот. — М.: Олма-Пресс, 2005. — 144 с.
23) Проблемы произношения в английском языке [электронный ресурс] – режим доступа:https://infourok.ru/problema-proiznosheniya-v-angliyskom-yazike-2276882.html
24) А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [текст] Пособие для учителя / [и др.]. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
25) Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. [текст] М. : Изд-во Акад. пед. наукРСФСР, 1953.
26) Чтение — статья из Оксфордского толкового словаря по психологии [текст] // Под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е. Ю. — М.: Вече АСТ, 2003. — 592.
27) Чтение — статья из Словаря [текст] Л. С. Выготского // ред. А. Леонтьев — М.: «Смысл», 2010.
28) Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [текст] – М.:ИКАР,2009. –448 с.
29) Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [текст]. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
30) Колкова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам [текст] / Под ред. М. К. Колковой. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.
31) The New-England primer; a history of its origin and development; [online source]- Available from: https://english.hku.hk/staff/kjohnson/PDF/NewEnglandPrimerFORD1897.pdf
32) Чтение — статья из Словаря методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [текст] // М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
33) Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс [текст]: учеб. пособие / Е. Н. Соловова. - 2-е изд. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 271 с.
34) The process of teaching languages [online source]- Available from: https://teacher.pl/stages-in-learning-a-language/
35) Lindholm-Leary, K. (2001). Theoretical and conceptual foundations for dual language education programs[text]. In K. Lindholm-Leary, Dual language education (pp. 39–58). Clevedon, England: Multilingual Matters Ltd.
36) Teaching languages [online source] - Available from: https://physicscatalyst.com/graduation/teaching-definition/
37) Фонетический подход в обучении чтению на английском языке [электронный ресурс] – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskiy-podhod-v-rannem-obuchenii-chteniyu-na-angliyskom-yazyke-istoricheskiy-aspekt/viewer
38) What the science says about how kids learn to read [online source]- Available from: https://www.edweek.org/teaching-learning/video-what-the-science-says-about-how-kids-learn-to-read/2019/12
39) Сoветский букварь Горецкий Всеслав [электронный ресурс] – режим доступа: https://avidreaders.ru/download/sovetskiy-bukvar-1985.html?f=pdf
40) How to help your child learn to read [online source]- Available from: https://www.penguin.co.uk/articles/children/2017/how-to-help-your-child-learn-to-read.html
41) The process of teaching languages [online source]- Available from: https://teacher.pl/stages-in-learning-a-language/
42) Moats Louisa C. Teaching Decoding // StudyLib. [online source]- Available from: URL: https://studylib.net/doc/18549584/teaching-decoding-by-louisa-c.-moats/
43) Тарзан — приемыш обезьян [электронный ресурс] – режим доступа: https://librebook.me/tarzan___priemysh_obezian/vol1/7
44) Castles A., Rastle K. & Nation K. Ending the reading wars: Reading acquisition from novice to expert // Psychological Science in the Public Interest, 2018. № 19. P. 1–5. 2. Dalmonech P. Running Head: The Controversy Of Teaching Phonics // StudyLib. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studylib.net/doc/6900268/research paper--the-controversy-of-teaching-phonics-in/
45) Moats Louisa C. Teaching Decoding // StudyLib. [Электронный ресурс]. URL: https://studylib.net/doc/18549584/teaching-decoding-by-louisa-c.-moats/
46) Lemann N. The Reading Wars // The Atlantic Monthly. [Электронный ресурс], 1997. Vol. 280. № 5. Режим доступа: http://www.pbs.org/weta/twoschools/thechallenge/history/
47) Report of the National Reading Panel. Teaching Children to Read: An Evidence-Based Assessment of the Scientific Research Literature on Reading and Its Implications for Reading Instruction. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dys add.com/resources/SpecialEd/TeachingChildrenToRead.pdf/
48) Stanovich Keith E. Romance and Reality (Distinguished Educator Series) // Reading Teacher. 1993-1994. Vol. 47. № 4. P. 280-291. 7. Wendon Lyn. Appalling facts about our traditional English alphabet names // Английский Язык в Школе, 2017. №. 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.titul.ru/uploads/journal/68/Journal59_Book2212.pdf/
49) Мозолев Е. Использование методики «phonics» при обучении младших школьников технике чтения // Аспекты изучения иностранного языка и культуры: Сборник научных студенческих работ по материалам студенческой конференции (Белгород, 11 апреля 2012). Вып. 4. Т. 2. Белгород, 2012. С. 18-21. 9. Уэст М. Методика обучения чтению // Иностранные языки в школе, 2003. № 3. С. 46-48.
50) Явербаум О.В. Раннее обучение английскому языку: как методика “LETTERLAND” воспроизводит „волшебство детства“ // Английский Язык в Школе (English At School), 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.titul.ru/uploads/journal/67/Book_Journal58.pdf/
Обоснование, лежащее в основе подхода целых слов в том, что умение читать – это развивающий и развивающийся навык, как навык ходьбы и говорения. Т.е. все типично развивающиеся люди как-то обязательно научатся ходить и говорить, и так же читать. При таком подходе критичный начальный шаг обучения соответствия букв звукам и слиянию звуков в слоги пропускается, этому не обучают. Просто из контекста каждой истории, которую читают, разбирают слова и запоминают их. Обучение методом целых слов – сначала запоминаем целое слово, потом разбираем целое на мелкие части, т.е. на буквы и слоги.
В свою очередь фонетический метод действует абсолютно наоборот. Обучение фонетическим методом предполагает построение слова из отдельных букв и буквосочетаний, двигаясь от малейших частей к целому слову. Systematic phonics — это не специальная методика обучения чтению и не название конкретной учебной программы. Phonics – это методический подход, основанный на обучении чтению звукобуквенных соответствий, построенных на принципе фонетического алфавита. Основным принципом, на который опирается данный подход, является принцип делимости каждого конкретного слова на набор последовательно произнесенных дискретных звуков, графически представленных буквенными соответствиями. Для русскоговорящих людей метод фонетического чтения – это не новшество ни в родном языке, ни в английском. В отечественных подходах к обучению чтению всегда превалировал звукобуквенный метод. Когда мы учились читать по-русски, мы складывали слова из звуков и букв. Таким же образом нас учили читать по-английски – мы учили правила чтения, что определенные сочетания букв читаются определенным образом. Меня лично учили читать по-английски по слогам, поэтапно произнося звуки и связывая их в слоги.