Особенности психологической готовности к школе у детей с тяжелыми нарушениями речи
Введение
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, которое предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.А так как в последние годы контингент детей в дошкольных образовательных учреждениях значительно изменился. В современной России наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наибольшее количество из них – это дети с тяжелыми нарушениями речи.Ведь согласно Российскому законодательству: «Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [8, 27-29].
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме психологической готовности к школе у детей с тяжелыми нарушениями речи
1. Понятие психологической готовности к школьному обучению
2. Изучение возрастных особенностей психологической готовности к школе в отечественной и зарубежной психологии
3. Основные особенности дошкольного возраста
4. Психологические особенности развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательной сферы воспитанников дошкольного образовательного учреждения в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога
1. Характеристика участников и методов исследования
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы
1.Аймурзина С.А. Научная статья. Особенности инклюзивного дошкольногообразования[Электронныйресурс] https://scienceforum.ru/2017/article/2017039073
2.Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. М.: Просвещение, 2012. – 448 с
3.Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина// Психологическая наука и образование. Т. 21, №1, 2016. - С. 136-145.
4.Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. Т.19. № 1, 2014. – 516 с.
5.Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода. Образовательная политика. №3, 2015 - С. 88- 89.
6.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 671 с
7.Григоренко Н.Ю. Научная статья. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическое образование в России, № 2, 2017 – С. 88-93.
8.Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование инклюзивного образования в проекте нового закона «Об образовании». Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Международной научнопрактической конференции, Москва, 20-22 июня 2011 г. - Москва: МГППУ, 2011 - С. 27-29
9.Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. Русский медицинский журнал, №6, 2016 – С. 362-366.
10.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2016. — 320 с.
11.Компетентностный подход в педагогическом об-разовании. Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 – 180с.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». [21, 32]А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». [5, 13] И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. [13, 44]Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [10, 11]