Программы об искусстве на «Радио России»
ВВЕДЕНИЕ
ВКР посвящена изучению особенностей радиопрограмм об искусстве. Программы культурной направленности востребованы в обществе, так как расширяют кругозор, помогают в формировании ценностей и мнений и даже влияют на образ жизни слушателей.Актуальность темы обусловлена растущей ролью массмедиа в формировании и развитии личности современного человека, повышением внимания к вопросам искусства в обществе, богатым потенциалом радио как средства массовой информации, а тем более общенационального радиоканала, который необходимо использовать во благо общества, в том числе, для просвещения, эстетического воспитания, укрепления международных, межнациональных связей. К тому, согласно указу Президента РФ, 2022 год был объявлен в стране Годом культурного наследия народов России «в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………......3
ГЛАВА 1. РАДИОПРОГРАММЫ ОБ ИСКУССТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ…………………………….…………….......6
1.1. Искусство как предметная область журналистики …………….….……......6
1.2. Понятие «радиопрограмма». Классификация радиопрограмм…….…….....9
1.3. Программы об искусстве в истории отечественного радиовещания..….....16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………………………………………………………….....29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММ ОБ ИСКУССТВЕ НА «РАДИО РОССИИ»……………………………………………………….………..….…....31
2.1. Место и виды программ об искусстве на «Радио России»………………...31
2.2. Особенности программ о музыке………………………….……………...…37
2.3. Особенности программ о литературе и театре…………………....……...…48
2.4. Программы о других видах искусства………………………...……..…..….50
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2…………………………………………….……..………..54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………...…..…56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….……………………….……………...…...58
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Исследование «Mediascope». Адрес доступа: https://mediascope.net/uplo-fad/doc/Mediascope_Radio%20Index%202022.pdf
2. «Театр у микрофона». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/62853-?utm_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp3. «И все это музыка». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/65267?utm-_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serр
4. «Кубок интерпретаций». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/62055-?utm_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp5. «Ключевые знаки». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/57212?utm_-ssourc=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp
6. «Барочная практика». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/57115?ut-m_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp7. «Восьмая нота». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/57104?utm_sou-rce=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp8. «Высокое напряжение». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/57105-?utm_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp
9. «На все времена». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/67812?utm_-source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp
10. «Аэростат». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/57083?utm_source-=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp11. «Серьезная музыка». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/65649?u-tm_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp12. «Бесполезные ископаемые». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/6-6978?utm_source=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp13. «Акустика». Адрес доступа: https://smotrim.ru/brand/57116?utm_source-=internal&utm_medium=serp&utm_campaign=serp14. «Экзотика». Адрес доступа: https://radar.lv/exotica
Понятие «искусство» является одним из самых древних терминов и имеет старославянские корни. "Искоусъ" – «проба, испытание, опыт». Ф. И. Буслаев писал: «...вкус и искусство (ис-кус-ство) происходят от одного корня кусити» [Буслаев 1941: 248]. Родственные слова – искуситель, искушение. Слово «искусство» создавалось хотя и посредством сцепления книжнославянских морфем, но на совершенно другой семантической и культурно-исторической почве [Виноградов 1966: 13]. В соответствии с культурологической концепцией искусство может называть и подчинять все, что создано в процессе осознанного действия. Ф. Ницше еще в XIX в своем сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» назвал искусство метафизической деятельностью человека, чуть позднее искусством начали называть формы культуры, которые рождаются посредством освоения эстетических форм жизни [Ницше 1990: 343]. В 1974 году в свет выходит книга «Человеческая деятельность», автором которой является М. С. Каган, он объясняет общую специфику творчества и создает план, согласно которому искусство является одной из четырех сторон синкретичной художественной деятельности. В начале XXI века все чаще исследователи начали относить этот термин не к области психологии, а к сфере феноменологии. В роли феномена выступает неповторимое творческое мышление отдельного индивидуума [Каган 1974: 243].Согласно словарю «Культурология. ХХ век» термин искусство подразумевает «форму культуры, связанную со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» [Левит 1997: 23].